ПИРАТЫ УГОЛЬНЫХ ЗАБОЕВ

"Черное золото" пользуется спросом среди жителей частного сектора. Проблем со сбытом нет. Есть другие проблемы - посерьезнее. На заброшенном разрезе шахты "Центральная" города Прокопьевска недавно погибли два человека, кустарным способом добывающие уголь (так называемые "старатели"). Это не первая подобная трагедия и, видимо, не последняя.

Много лет назад разрез принадлежал шахте "Северный Маганак", потом был передан на доработку шахте "Центральной". Сегодня все промышленные запасы уже извлечены. Остался лишь один пласт угля, который и стал роковым для двух прокопчан. Крепить выработанное пространство они не считали нужным: авось пронесет! Не пронесло...
Мужики знали о грозящей опасности, о том, что порода может обвалиться. Но страсть заработать оказалась сильнее чувства самосохранения. Потому и продолжали они углубляться в пласт. Незакрепленный кусок породы, пролетев полтора метра, обрушился на головы людей. Услышав грохот, другие добытчики разбежались. На месте происшествия остался лишь 13-летний подросток Иван Антонов, брат Дмитрия, оказавшегося под завалом. Стоны, доносившиеся из проема, мальчишку не испугали. Он не растерялся, не струсил и вызвал отряд горноспасателей. Следом за ними подъехали милиционеры и врачи. Тела Владимира Дегтярева, 1959 года рождения, и Дмитрия Антонова, 1987-го, - извлекли из-под обломков.
-А добыча угля кустарным способом, несмотря ни на что, продолжается, - рассказывает начальник единой дежурной диспетчерской службы Олег Васильев. - К сожалению, мы не всегда знаем, где и когда. А если и узнаем, то иногда слишком поздно.
Горняки-кустари, чтобы получить денег хоть немного побольше, вырывают из земли тонны угля, откровенно игнорируя элементарные правила безопасности. В основном на риск идут бывшие шахтеры, уволенные по тем или иным причинам с шахт и разрезов Прокопьевска. Одна машина (три тонны) собранного старателями угля в городе стоит примерно три-четыре тысячи рублей. И качеством он во много раз превосходит уголь, которым власти снабжают пенсионеров.
- Привезли мне уголь, - говорит коренной прокопчанин дед Леня, - а там не уголь, а сплошная мелкая пыль, больше похожая на землю. Мужики же, которые уголь нелегально добывают, каждый камушек пересмотрят, руками переберут, чтобы порода не попала, и уголь как на подбор - комочками.
Прокопьевские жители домов с печным отоплением просто вынуждены поддерживать старателей рублем. А раз есть спрос, значит, будет и предложение...