06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

У ПРОРОКОВ - СВОЯ СУДЬБА

Лебедина Любовь
Опубликовано 01:01 06 Августа 2004г.
Если бы лет пять назад, до того, как был заново воздвигнут храм Христа Спасителя, мне сказали, что в зале Церковных соборов будут показывать спектакль, я бы ни за что не поверила: все-таки театр - светское искусство.

Не знаю, какими мотивами руководствовался продюсер творческого объединения "Дуэт" Сергей Сенин при выборе пьесы Иона Друцэ "Апостол Павел", но в этом прослеживается связь с тем театром, показывающим библейские мистерии, который существовал в ХVII веке в Ростове Великом. Кто знает, быть может, благодаря этому спектаклю у нас когда-нибудь появится церковный театр...
Просветительская миссия этой постановки несомненна. Зрители, приходящие в зал Церковных соборов, соприкасаются с великой истиной, изложенной в проповедях апостола Павла. Но, увы, спектакль напоминает застывший музейный экспонат. В нем пока нет жизни, движения, ярко очерченных конфликтов. К сожалению, режиссер Аркадий Левин не сумел преодолеть монологовость пьесы. С другой стороны, жанр философской притчи оказался ему не по плечу. С самого начала он дал неверную установку артистам, предложив им сыграть мифологический сюжет как бытовой, состоящий из отдельных историй.
В течение трех часов апостол Павел таскает тяжелые корзины с камнями, а люди, собравшиеся на берегу в ожидании пиратских кораблей, чтобы продать свой товар, издеваются над ним, смеются. Но вот он одному помог разобраться в себе, другому и, отвергнув плотскую любовь бывшей гетеры, предложил ей стать его духовной сестрой. Все это так непривычно, странно, и люди начинают тянуться к нему. Постепенно вокруг "мусорщика", собирающего камни и называющего себя "чистильщиком" земли от всякой скверны, собираются "ученики", которые при появлении пиратов не только предадут его, но и убьют. Одним словом, повторяется история всех пророков.
Скажите, ну какая тема сегодня может быть более актуальной, чем эта? Ведь не секрет, что современные люди в основном движимы материальными мотивами, забывая о спасении души, а о Боге вспоминают, когда им плохо. Уже ради противостояния этому стоило "сочинить" спектакль, насытить его образами, "говорящими" символами. Вспомните фильм Мэла Гибсона "Страсти Христовы" - какой там накал мыслей и чувств, какая динамика, какие сочные характеры. В данном спектакле это тоже могло быть, но Аркадию Левину не хватило фантазии. Не помог ему в этом и известный питерский художник Алексей Порай-Кошиц, предложивший двухъярусную металлическую конструкцию, чем-то смахивающую на стройплощадку. Если сильно напрячься, то можно вообразить, что это остов будущего храма, так как апостол Павел, взбираясь наверх и воздев руки к небу, молит Всевышнего простить людям их грехи. Но опять же эта декорация должна была обыгрываться и другими исполнителями, тогда бы образ храма был понятен.
И все-таки при всех недостатках спектакля есть в нем удача, которая многое искупает. Это работа Виктора Гвоздицкого в роли апостола Павла. Секрет его убедительности заключается в том, что он ничего не представляет и не изображает, а просто мыслит и страдает на сцене, пытаясь внушить другим персонажам и зрителям, что все люди на земле - духовные братья. Для этого надо иметь не только талант, но и веру, глубокую веру в Бога, так как изобразить подобное невозможно. Мне кажется, что только ради этого стоит смотреть "Апостола Павла", ибо где еще можно приобщиться к божественной мудрости пророка...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников