В чем причины столь феноменального ценового "землетрясения"? По мнению большинства аналитиков, одна из основных причин - нехватка существующих резервных мощностей и резко возросший спрос в мире на углеводородное сырье. К примеру, в Китае прогнозируют на 2004 год рекордный объем импорта нефти - 110 миллионов тонн, это на 21 процент больше, чем в прошлом году. Сильнейшую нефтяную жажду испытывают США, Индия и ряд других стран. Лихорадит рынок также политическая и экономическая нестабильность на Ближнем Востоке, забастовки в Венесуэле и Нигерии, проблемы российского ЮКОСа, террористические акты в Ираке, где недавно был взорван крупнейший нефтепровод.
Глава ОПЕК Пурномо Юсгианторо бьет тревогу, признав публично, что транснациональный нефтяной картель уже не в состоянии управлять ситуацией или хотя бы контролировать ее. Предпринятые странами ОПЕК меры не помогают. Сегодня картель производит примерно 30 миллионов баррелей нефти ежесуточно, намного превышая собственную квоту. С 1 августа, как уже сообщал "Труд", ОПЕК увеличил объем добычи на 500 тысяч баррелей. Однако цены на "черное золото" продолжают расти.
В России с 1 августа почти на 30 долларов повышена экспортная пошлина на сырую нефть - теперь она составляет 69,9 доллара за тонну против прежних 41,6 доллара. С 3 августа выросла до 45 с лишним долларов за тонну и экспортная пошлина на нефтепродукты.
Помогут ли эти меры упорядочить ситуацию на внутреннем российском рынке? По данным Московской топливной ассоциации, с начала 2004 года цена на бензин марки Аи-95 выросла в столице на 63 процента, а марки Аи-92 - на 70 процентов. С 1 августа оптовые цены на высокооктановые марки бензина поднялись в Москве на 200 рублей за тонну, на низкооктановые - на 400 рублей.