НА ЗАГРАНИЦУ НАДЕЙСЯ, НО САМ НЕ ПЛОШАЙ

Одним из немногих российских предприятий, привлекавшихся к участию в проектах "Сахалин-1" и "Сахалин-2", был Амурский судостроительный завод (АСЗ). Специалисты АСЗ реконструировали плавучие буровые платформы "Моликпак" и "Орлан", предназначенные для работы в Охотском море. Российские судостроители накопили немалый опыт сотрудничества с зарубежными компаниями, а кроме того, поняли, как нужно строить отношения с иностранными партнерами, чтобы не остаться в проигрыше. Некоторыми мыслями по этому поводу с корреспондентом "Труда" поделился генеральный директор Амурского судостроительного завода Николай ПОВЗЫК.

- Николай Григорьевич, ваш завод выполнил два крупных заказа для сахалинских проектов. На очереди - еще, по меньшей мере, четыре "Сахалина". Скажите, на что российским производителям следует обратить внимание при участии в новых проектах?
- Прежде всего надо избавиться от необоснованных иллюзий и четко понять: участвуя в проектах на российской территории, иностранные компании думают только о своих интересах. Кроме того, декларируя вложение инвестиций в Россию, иностранный капитал на самом деле старается инвестировать только себя. Поэтому нам придется, во-первых, научиться грамотно решать свои проблемы, а во-вторых, заставить зарубежных партнеров полностью выполнять обязательства по СРП. "Сахалины-1 и 2" научили нас быть более жесткими и требовательными. Мы не стали молчать, когда иностранцы попытались "обойти" наших производителей заказами, разместив их в других странах. Пришлось даже письмо президенту В. Путину писать по этому поводу. Мы не собирались мириться с ситуацией, когда рабочие места, созданные где-нибудь в Корее или Америке, оплачивались бы российской нефтью. И все же даже на уровне главы крупного предприятия или территориального образования многие ключевые вопросы решить невозможно. Это - компетенция правительства России.
- Что же нужно сделать, чтобы российские компании имели солидную 70-процентную долю заказов в проектах?
- Необходимо на федеральном уровне добиться, чтобы проектировщиками высокотехнологичных заказов выступали не зарубежные, а российские научно-исследовательские институты нефти и газа. Там знают наши условия, поэтому способны гармонизировать свои расчеты с нашими возможностями. Ведь проект - это не только красиво составленная бумага, это еще рука, глаз, чувство металла. Российские НИИ и КБ это учитывают. Как руководитель крупнейшего судостроительного предприятия убежден: наше машиностроение не будет эффективно развиваться при заморских проектантах. "Орлан" это доказал. Добывающей платформе предстоит работать на нашем шельфе полсотни лет. Мы два года занимались модернизацией "Орлана". Поначалу надеялись, что оборудование будет изготавливаться на отечественных предприятиях, однако ошиблись: все комплектующие завозились из-за рубежа. Все чужое. Это значит, что в течение полувека запчасти для ремонта платформы будут идти из-за кордона, а сервисное обслуживание - осуществлять иностранные специалисты. Все это влетит России "в копеечку". Хочется верить, что в новых сахалинских проектах подобные ошибки не повторятся.
- Реализация сахалинских проектов требует создания специализированных судов - танкеров, метановозов. Готовы ли наши судостроители к выполнению таких крупных заказов?
- Мы готовы строить. Наш завод может создавать 6 - 8 судов такого класса ежегодно. А что такое построить корабль? Это 18 месяцев работы для полутора тысяч человек. Это рост благосостояния граждан и пополнение бюджетов всех уровней. Сейчас 70 процентов российских грузов вывозится иностранным фрахтом. Почему? Потому что в России гражданское судостроение неконкурентоспособно. Причина - в отсутствии государственной поддержки. Недавно на совещании у полпреда президента по Дальневосточному федеральному округу К. Пуликовского мы обсуждали важнейший вопрос: что нужно сделать, чтобы поднять отечественное судостроение? Пришли к выводу: требуются инвестиции как в создание оборотных средств, так и в понижение себестоимости постройки кораблей.
Посмотрите, рядом с нами Китай. Их корабли на два миллиона долларов дешевле наших. И неудивительно - там действует шесть государственных льгот для поддержки отрасли. В Корее при заключении контракта на строительство корабля 80 процентов субсидий выдается со сроком погашения 15 лет под минимальные проценты. Все это повышает конкурентоспособность продукции. У нас же четвертый год в Госдуме никак не примут федеральный закон о господдержке судостроения. А медлить опасно: в Хабаровском крае четыре мощных судостроительных завода, и все лежат "на боку" по гражданской, конверсионной продукции. Есть реальная опасность, что через два-три года по российскому Амуру будут ходить в основном иностранные суда... Очень надеюсь, этого не случится. Сахалинские проекты при разумном подходе не только дадут импульс к развитию отечественных высокотехнологичных отраслей, но и позволят изменить устаревшие взгляды на отечественную экономику.