РАНЬШЕ ДУМАЙ О РОДИНЕ

Как известно, на Государственную программу "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы" выделено 497,8 млн. рублей из федерального бюджета и фондов научных, общественных, культурных, спортивных и иных организаций. О том, в каких направлениях следует вести эту работу, что такое "патриотическое воспитание", в интервью корреспонденту "Труда" говорит известный политолог Андраник МИГРАНЯН:

- Обращение властей к этой проблеме можно только приветствовать. Это - нормальное явление для любого организованного общества. Всюду воспитание патриотического чувства ведется с раннего детства. Ни в одной стране не воспитывают патриотизм так, как это делают в США, причем не только на государственном, но и частном уровне. Там этим вопросом занимаются изо дня в день, тратя миллиарды. Такой опыт не зазорно перенимать любой стране.
- Почему же решение государства вызвало скепсис у некоторых политиков? Приходится слышать, что это - возвращение к традициям "добровольно-принудительной любви" к Родине.
- Думаю, такое восприятие - из-за недопонимания важности проблемы. Могу только сожалеть, что на это выделяется так мало денег.
- А зависит ли патриотизм от уровня жизни? Может быть, сказываются неудачи некоторых реформ?
- Едва ли можно усмотреть в этом прямую зависимость. Судите сами. После революции 1917 года, в 30-е и послевоенные годы страна жила намного хуже, чем сейчас, но патриотизм был на высоком уровне. На самом деле бедные люди бывают более убежденными патриотами, чем те, кто купается в деньгах.
- Что такое, на ваш взгляд, патриотизм? Откуда он исходит?
- Настоящее чувство патриотизма возникает не тогда, когда государство "подкармливает" тебя, а когда ты знаешь, что оно находится на подъеме, что ты полезен обществу, что у тебя есть возможность самореализации. Но для того чтобы человек хотел участвовать в развитии страны, его надо воспитывать, создавать такую атмосферу, в которой он ощутил бы свою необходимость обществу, чтобы у него не возникло желания сложить руки, закрыть на все глаза.
- Но после распада СССР в России так и не появилась единящая патриотическая идея, поиски которой ведутся все эти годы...
- Поиск какой-то объединяющей идеи - это прекрасно. Но она должна возникнуть из самой жизни, а не механически появиться. Мне кажется, нынешний подход правительства к проблеме обоснован: патриотическим воспитанием будет заниматься не только государство, но и частные организации, допустим, создающие кинофильмы или другие художественные произведения. Все это может увлечь людей. Собственно, именно они и должны создавать ту атмосферу, в рамках которой появятся пресловутые "единящие идеи". Хотя, если по большому счету, то, думаю, нужны не столько идеи, сколько объединяющие дела. Если страна осуществит значительный рывок в экономической, научно-технической сферах, то это и станет "объединяющей идеей". Какая она у тех же американцев? Это подкрепляемая практикой вера в то, что каждый сможет добиться успеха, если будет хорошо работать. Потому-то они и убеждены, что США - самая лучшая страна. Бывает так, что идеи движут людьми, и они творят чудеса, но случается, что сначала творят чудо, а потом это оформляют в национальную идею.
- С чего же начать нам?
- Убежден: прежде всего необходимо восстановить историческую связь времен. Мне кажется правильным, что восстановлен наш гимн, что возвращены определенные символы советской эпохи и царской России, что так грандиозно отпраздновали 60-летие Победы. Нам есть чем гордиться! Это грандиозные успехи в экономической области, науке, в военном строительстве, наконец, в создании ядерного оружия. Не перечислить всех прорывов, достигнутых за советский период. Да, режим был тоталитарным, но при этом не нужно забывать об успехах. Их нельзя выбрасывать из Истории, которая вобрала жизни и судьбы миллионов людей. Именно они оставили нам державу, мощную в научном и образовательном отношении. На этом и следует развивать патриотизм, с этого и надо начинать, дополняя историю государства новыми достижениями.

- Россия - страна многонациональная. Есть тут какие-то существенные особенности в патриотическом воспитании?
- Мы можем опираться на собственный опыт как дореволюционного, так и советского периода. У людей развивалась "двойная идентичность" - идея принадлежности к государству и к этнической группе. Если государство обеспечивает условия, когда вне зависимости от национальной принадлежности люди равноправны в получении образования, служебном продвижении, в культурной, научной, государственной деятельности, то это укрепляет чувство государственной идентичности общества. Как только это правило нарушается, начинает усиливаться идентичность по этническому принципу, возникает подозрительность и национальная напряженность. В результате, когда правящий режим слабеет, государство разрушается. Не случайно в США представители различных национальностей оказываются в высших эшелонах власти и бизнеса. Это показатель степени интегрированности в многонациональном смысле. Чем выше интегрированность людей в единое общество, культуру и государство, тем сильнее становится само государство и тем сильнее развивается патриотическое чувство у его граждан.