ЛЮБОВЬ - ЭТО В НЕКОТОРОМ РОДЕ НАРКОТИК

Если любовь в чем-то похожа на наркотик, как выяснила современная наука, то можно ли сойти с этой "иглы"? И надо ли? Если любовь, преданность и верность приводят к зависимости, то что делать в таком случае?

Об этом корреспондент "Труда" беседует с директором калининградского фонда реабилитации наркозависимых Сергеем СЛОБОДЯНЮКОМ.
- Если человек находится в таком состоянии, что готов кинуться в пропасть, то по большому счету он уже болен, - считает Сергей Елизарович. - Просто не отдает себе отчета в том, что с ним происходит. Вообще, меня как отца трех дочерей тревожит такая ситуация...
Как психолог, который давно работает с зависимыми людьми, могу провести параллель. Влюбчивость - это уязвимость, а уязвимость - это уже предрасположенность к зависимости. Брак важен как труд, любовь - как чувство, которое имеет свою динамику, меняется. Я хорошо знаю, что сильное чувство стимулирует работу желез, которые вырабатывают эндорфины - гормоны счастья. В любви - эндорфины, в наркотиках - морфины - это довольно близко. И люди на бессознательном уровне стремятся к этому. Эйфория - еще, здесь, сейчас!
Главное лекарство от этого - зрелость, осознанность. Если человек будет понимать, что, кроме эйфории, есть еще и ответственность друг перед другом, перед ребенком, то влюбчивость и готовность отдаться или позволить себя любить меняются. Приходит деятельно-конструктивное отношение к жизни.
- Но ведь молодой человек потому и неспособен к ответственности, что он по определению незрел.
- В целом подростковая влюбленность - явление нормальное. А причины неких болезненных его проявлений, как правило, нужно искать в семье. Если есть дефицит отцовской любви, то девочки открыты, слишком ранимы и уязвимы. Мальчики, которых усиленно опекают мамы, будут искать такую же защиту, тепло, понимание в контактах с особами противоположного пола.
Переходный возраст - это всегда трудно. Многие подростки пришли к наркотикам из-за любовных переживаний, "на фоне" любви.
- Что послужило травмой?
- Безуспешная любовь. Что-то перестало получаться, а организм уже пристрастился, ему нужны эндорфины - эти гормоны радости и счастья. А их нет и надо терпеть и страдать, но человек этого не хочет, иногда просто не умеет. Химия - очень быстрый способ замены. Вот, скажем, героин дает ощущение радости, комфорта, защищенности, уверенности в себе. То есть всего того, что сопутствует счастливой любви. Только это, конечно, дьявольская уловка, на которую легко попадают такие слишком уязвимые мальчики и девочки. Как правило, те, кто меньше страдает от любви, меньше предрасположены и к химической зависимости.
- Какой же вывод? Не надо испытывать глубоких чувств?
- Но как можно сказать - не люби? Мы, к счастью, не роботы...
- Существуют ли признаки такого состояния, когда любовь становится зависимостью?
- Она почти всегда становится зависимостью, и вопрос только в том, насколько успешно человек с этим справляется, насколько удачно складывается этот контакт в будущем. Важно, чтобы уязвимость человека не была использована против его блага. И, конечно, многое зависит от того, как быстро он станет зрелым.
- Есть такое произведение, написанное древним афонским монахом, - "Псалтырь как требник". В нем каждый псалом определен для каких-то нужд - чтобы не заболеть, от пожара, от нашествия врагов и так далее. Так вот, псалом сорок первый предназначен "молодым, когда страдают от неразделенной любви". Что вы скажете о таком виде помощи?
- Это, я думаю, о сохранении жизни вообще, ее уникальности. Увы, неразделенная любовь у молодых людей может привести даже к суициду. Не справляются они с болью! Вот оно, только что было - шквал эндорфинов, гормонов счастья, возбуждения - и в какой-то момент их не стало. Вместо радости получи боль, тревогу, страдание, ревность. И есть клинические случаи, когда человек с этим не справляется, когда пропадает желание жить.
- Есть ли способ справиться с этим?
- Полюби другого. Ну могу еще сказать - обращайтесь к психологам.
- А что вы можете в такой ситуации?
- Когда к нам приходит человек, который стремится освободиться от наркозависимости, - мы же его не привязываем. Более того, я не считаю самым важным в своей работе отказ от наркотика. Самое важное - дать возможность человеку перерасти эту потребность. Приходит время, когда он вдруг говорит самому себе: "Я? В подъездах? С иголками, шприцами? Да это мерзко! Не хочу!" Вот это результат - сделать наркотик неактуальным. Так же и здесь. Если мы говорим о причинах влюбчивости-уязвимости, а это, как правило, заниженная самооценка, - первое, что нужно делать, - повышать уровень самооценки, компетентности, самодостаточности.
- Полюби себя?
- Разумеется. Я мальчишкам своим советую - научитесь получать удовольствие от "свернутого ухаживания". Есть такая мужская формула. Вот проявляешь внимание к девушке, но нет обратной связи. Уйди, якобы забудь - и ты почувствуешь интерес к себе. А вот тогда выбери - либо поддашься чувству, но можешь проиграть, либо до конца этот "фасон" донесешь. И останешься для нее загадкой. Девочкам те же примерно советы. Но умение манипулировать собой - уже признак зрелости, а детки не имеют волевой саморегуляции, они "втрескиваются по уши" - и это очень больно. У натуры тонкой, чувственной будет болеть сильнее.
Но не забывайте и то, что вокруг этого чувства происходит очень много позитивного. Любовь - сильнейший стимулятор творчества, желания расти, быть значимым, сильным, состоятельным, красивым. Нам не удастся отгородить своего ребенка от этого. А чем больше мы будем прибегать к "административным" способам, тем больше будем терять контакт со своими детьми и стимулировать тот самый запретный плод. С подростками очень трудно. Легких подростков не бывает. И так будет всегда.
- Выходит, любовь - это риск?
- Конечно!