КВАРТИРЫ-ПРИЗРАКИ

Анастасия Стрелкович живет в коммуналке с мужем и тремя детьми уже пятый год. На пятерых у них 16 квадратных метров плюс протекающий потолок и местами проваливающийся пол. "Чтобы построить новую трехкомнатную квартиру, мы продали жилье мужа, - рассказывает Анастасия, методично покачивая коляску, в которой сопит годовалый Славик. - Кое-что накопили сами. Получилось 60 тысяч долларов. Назанимали у друзей еще 15 тысяч и вложили все, как одну копеечку, за новую квартиру. Теперь ни жилья, ни денег". Настя говорит спокойно: все слезы уже выплакала.

С Анастасией мы сидим во дворе: приглашать в комнату она стесняется. Фирма, обещавшая уже через полгода выстроить новый девятиэтажный дом в Кузьминках, ограничилась нулевым циклом - рытьем котлована. Огромная яма, почти доверху залитая водой, и сейчас "украшает" юго-восток столицы.
- Мы пошли в прокуратуру, но там, посмотрев наш договор, сказали, что он составлен очень хитро, не придерешься, - продолжает Анастасия. - Вроде как строители никакой ответственности не несут. Посоветовали найти хорошего адвоката и обратиться в суд. Но где взять деньги на адвоката?
Ольга Кузнецова, которой пообещали построить жилье в Тушинском районе столицы, прямо на берегу речки Сходни, выложила 50 тысяч рублей залога и получила красивый сертификат с адресом. Вместе с другими потенциальными жильцами нового дома ее дважды возили на стройку, показывали издали бульдозер и два трактора: "Техника импортная, рабочие - все с высшими разрядами, так что протечек и прочих проблем не будет", - рассказывал менеджер строительной фирмы "Северо-Запад инвайт" Сергей Николаевич.
Его фамилию никто из пострадавших теперь вспомнить не может: то ли Лаптев, то ли Зверев, то ли Градский. Всем он, оказывается, представлялся по-разному. И даже визитные карточки раздавал на разные фамилии. А когда дело дошло до суда, выяснилось, что собравший около полумиллиона долларов "менеджер" никакого отношения к стройке не имеет. И адрес, который указан в сертификатах, фальшивый. Жулик был объявлен в розыск, а горе-жильцы уже полгода ожидают результата следственных мероприятий. Денег, разумеется, им никто возвращать не спешит.
Обладательница боярской фамилии Наталья Нарышкина, рассказывая свою историю, нервно смеется, называя все это "комедией". Она воспитывает двоих детей одна, деньги на просторную квартиру копила 20 лет. Подруга посоветовала вложить капитал в благоустроенное жилье близ Сокольников: экологически чистая зона, рядом - парк Лосиный остров, квартира - два уровня... Правда, цена показалась Наталье Ивановне неподъемной, зато банк, который сотрудничал с фирмой-инвестором, охотно предоставил ей кредит. В залог была оставлена старая квартира, где на тот момент проживала Нарышкина с детьми. Подруга помогла - дело было сделано за три дня. Но время шло, а переезд в новый дом все откладывался.
В один не слишком прекрасный день позвонили из банка и настойчиво намекнули, что срок отдачи долга подоспел. Пора освобождать жилье. Или платить ни много ни мало 100 тысяч долларов.
Когда Наталья Ивановна, наконец, навела справки, выяснилось, что никакого жилья в престижном доме за ней не числится, документов о том, что она покупала там квартиру, не существует, а та расписка, которая была у нее на руках, - попросту филькина грамота. Поскольку 100 тысяч долларов у нее даже в мечтах не было, пришлось освободить жилплощадь. Сейчас семья снимает комнату в полуподвальном помещении, сын перешел на заочное отделение, чтобы зарабатывать деньги, а десятиклассница-дочь после окончания школы уже не собирается в институт, а полна решимости встать за прилавок супер-маркета...
- Не пытаюсь оправдывать жуликов, которые обирают доверчивых граждан, - комментирует ситуацию член Московской областной коллегии адвокатов, юрист первого класса Владимир Воропанов. - Однако и самим гражданам следует проявлять бдительность. Нельзя подписывать никаких сомнительных бумаг, а тем более - выкладывать деньги, не имея четкого представления о том, за что вы платите и что получите взамен. Если существует хотя бы тень сомнения - обратитесь в юридическую консультацию, солидную риэлторскую контору. Лучше заплатить чуть больше, но быть уверенным в том, что ваше добро не пропадет, чем сэкономить таким образом. Ведь бережливость порой обходится слишком дорого. А тем, кто потерял практически все, а заодно надежду на торжество справедливости, хочу посоветовать: не отчаивайтесь. Обращайтесь в милицию, в прокуратуру и суд, ищите юристов, которые согласятся расплатиться по результату (а такие есть), в социальные органы, в конце концов. И главное, учитесь на ошибках. Лучше на чужих.