БЕЗУМСТВО ХРАБРЫХ ВИДЕЛИ ПТИЦЫ

- Мы прыгали на старом военном аэродроме Лиманский в Одесской области, - рассказывает Валерий Пылев. - С борта самолета Ан-2, с высоты 900 метров. "Юра, как дела?!" - крикнул я в воздухе. "Прекрасно, Константиныч!" - отозвался друг. И мы "поплыли" вниз на расстоянии метров 100 - 150 друг от друга, внимательно слушая команды, подаваемые с земли через мегафон: "Вправо!", "Влево!", "На себя!", "Ноги!"...

Прыжок задумали не для острых ощущений, их у слепых и так хватает. "Мы посвятили его 60-летию Победы над фашистами (мой отец Сергей Миронович, политрук, погиб под Сталинградом) и дружбе Украины с Россией, - говорит Пылев. - Нас с Юрой очень огорчает, что в последнее время наши родственные страны имеют разногласия".
66-летний Валерий Пылев в прошлом военный летчик. Родился в Узбекистане, окончил Саратовское суворовское училище, там и совершил свой первый прыжок с парашютом. Затем летное училище в Кировограде, а в 1974-м - Академию гражданской авиации в Ленинграде...
Прослужив два года, попал под сокращение. Пришлось переучиваться: летал на вертолете И-4, на самолетах Ан, Як-40, Ту-134, Ту-154. Последняя должность Пылева - командир Ту-154 в одесском авиаотряде.
- Самый длинный мой рейс - Одесса - Владивосток, - вспоминает он с тоской. - Летал 30 лет, налет - 11 тысяч часов, более ста прыжков - 1-й разряд по парашютному спорту... Я неоднократно бывал в местах повышенной радиации, да и многолетние полеты на большой высоте, где мы (летчики) подвергаемся жесткому космическому облучению, здоровья не прибавили (на высоте более 9 тысяч метров защитного ионного слоя нет). А тут еще мои голубые глаза: светлая радужка в отличие от темной пропускает излучение. Отсюда - профессиональная травма: лучевое поражение сетчатки...
Валерий Пылев неоднократно попадал в различные передряги. Случались и аварии. Как-то в горах Кавказа, при заходе на посадку против солнца, вертолет с экипажем рухнул вниз: винт зацепился за скалу... Пылева сочли погибшим, и супруга в его честь - Валерием - назвала их сына. "А я выжил! Полгода пролежал в госпитале, а потом очухался и еще 25 лет летал!" По данным Всемирной организации здравоохранения, средняя продолжительность жизни летчика, который налетал шесть тысяч и более часов, - 55 лет. Так что я долгожитель и к тому же прадедушка! А мой Валерка тоже летчиком стал. Летал в Одессе на гражданке. Окончил Высшее авиационное училище гражданской авиации - то самое кировоградское, но уже с другим названием. 17 лет отлетал и уже на пенсии!" - смеется собеседник.
39-летний Юрий Качановский родился в небольшом городке Винницкой области, до трех лет оставался абсолютно слепым. Сейчас, после ряда сложнейших операций, перенесенных в детстве, он видит совсем чуть-чуть. Но недуг его не сломал: окончил одесскую специализированную школу N 93 для слепых детей, потом - факультет романо-германской филологии Одесского национального университета имени И. Мечникова по специальности "немецкий язык и литература", а сейчас оканчивает здешнюю академию по специальности "правовед".
- Прыжок не считаю подвигом, - говорит Юрий. - Незрячие люди ежедневно совершают более смелые поступки, например, переходят дорогу. Попробуйте пересечь проезжую часть, не видя мчащихся автомобилей. Для этого нужно обладать истинной отвагой. Вы знаете, что наибольшее количество суицидов среди незрячих людей? Мы прыгнули, чтобы они в себя поверили...