Пейте на здоровье: Минэконом не поддержал запрет крепкого алкоголя до 21 года

Кадр видео с YouTube
14:40 06 Августа 2019г.
Опубликовано 14:40 06 Августа 2019г.

Выдвинутое Минздравом предложение ранее раскритиковали и в Минфине: по мнению ведомства, инициатива даст преференции части производителей спиртного 


Министерство экономического развития во вторник, 6 августа опубликовало на портале нормативных правовых актов заключение на законопроект, ранее предложенный Минздравом – о запрете продажи крепкого алкоголя россиянам моложе 21 года.

Отклик Минэконома на инициативу коллег по правительству оказался весьма критическим. Прежде всего, в ведомстве Максима Орешкина не увидели «научных обоснований» для установки возрастного порога на этом уровне. Также в министерстве сочли, что законопроект в случае принятия серьезно усложнит работу ритейлерам, и прежде всего – рядовым кассирам: ведь всякий раз, когда  они будут иметь дело с продажей алкоголя, им придется тратить значительно больше времени – как на определение крепости напитков, так и на проверку документов у потенциальных покупателей.

Почему 17% вреднее 16,5%?

Следует отметить, что изначальный документ, разработанный в мае этого года Минздравом, подразумевал исключение из продажи для людей моложе 21 года только алкоголя, крепость которого превышает 16,5%. В связи с этим, по данным «Коммерсанта», специалисты Минэконома задались вопросом: что делает спиртное 17-процентной крепости более вредным, чем напитки, крепость которых ниже всего на полградуса?

Коллеги Вероники Скворцовой по этому поводу отмечали в пояснительной записке, что медицинскими исследованиями доказан факт окончательного формирования головного мозга человека как раз к 21 году. До этого возраста он более уязвим к внешним воздействиям, включая спиртное. В Минэкономе на это парировали, что введение запретительных мер приведет к росту потребления молодежью и подростками суррогатного алкоголя, а это «может привести к существенно более тяжелым последствиям».

К тому же, отметили в ведомстве Максима Орешкина, часть напитков имеют «размытую» степень крепости, которая  может варьироваться в зависимости от технологий приготовления. К примеру, пунш является ликероводочным изделием, крепость которого может составлять от 15 до 20%. «Согласно логике разработчика, потребление в 19 лет пунша крепостью 15% не наносит вреда головному мозгу в отличие от потребления пунша крепостью 20%», — говорится в заключении Минэконома.

С автоматом – дорого, без автомата – долго

Раскритиковали в ведомстве и экономическую составляющую инициативы. Для ритейлеров, отметили в Минэкономе, реализация подобного закона может осуществляться двумя способами. Первый – закупка специального программного обеспечения для кассовых аппаратов, которое будет позволять в автоматическом режиме считывать с бутылок данные о крепости продаваемых напитков. Но это увеличивает расходы ритейлеров на оборудование. По подсчетам экспертов, затраты на дооборудование кассовых аппаратов на сотню магазинов составят больше четырех миллионов рублей, а для его установки и обучения персонала потребуется не меньше двух месяцев.

Если же такое ПО не закупать, то кассирам и продавцам придется изучать каждую этикетку вручную, проверяя указания о крепости. Учитывая еще и необходимость затребовать у части покупателей документы, чтобы узнать их возраст, такое усложнение работы приведет к росту ошибок кассиров и снижению скорости обслуживания в магазинах.

Представители Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) в свою очередь заявили, что опасаются введения штрафов за некорректное определение продавцами возраста покупателей или крепости приобретаемых напитков.

«Я скажу: зачем мне виски? Я согласен на пивас!..»

Еще до представления заключения Минэкономом свою позицию по этому же вопросу высказал Минфин. Как отметил глава департамента налоговой и таможенной политики ведомства Алексей Сазанов, данная инициатива дает одним производителям преференции по сравнению с другими, в связи с чем министерство не считает правильным ее поддерживать.

Тем временем СМИ сообщают, что с начала 2019 года спрос на крепкие и дорогостоящие алкогольные напитки в России снизился. Спрос на виски, к примеру, сократился до 1,4% с 2,4% в конце 2018-го; на коньяк – до 3,5% (с 4,5%), на шампанское – до 1,3% (с 4,1%). Однако, как говорится «свято место пусто не бывает», и наряду с сокращением продаж крепкого спиртного растут темпы реализации куда более «демократичного» напитка – пива.

К апрелю 2019-го продажи пива составили 64,2% от всех алкогольных продаж в России. Таким образом, пиво не только остается самым популярным алкогольным напитком в стране; но и стабильно наращивает спрос. В конце 2018-го оно занимало долю в 55,4%, а к концу первого квартала его востребованность у россиян выросла уже до 63,2%. 

G7 поссорилась из-за того, стоит ли становиться G8 с Россией в составе. Как вы думаете – нужно ли Москве пытаться вернуться в клуб?