Возможно, в скором времени водителям придётся поменять или дополнить аптечки в транспортных средствах. Проектом приказа Минздрав предлагает добавить в аптечки маски, пару перчаток и убрать маленькие бинты.
Так, речь идёт о двух медицинских нестерильных трёхслойных масках из нетканого материала с завязками или резинками. По мнению чиновников, маски могут быть полезны при оказании первой помощи.
Перчаток должно быть две пары, поскольку они «являются эффективным средством для снижения риска заражения человека, оказывающего помощь, инфекционными заболеваниями, передающимися через биологические жидкости», говорится в проекте приказа.
Кроме того, из аптечки уберут малые бинты (5м х 5см и 5м х 7см): при первой помощи в ДТП они не имеют смысла, поскольку применяются при слабых повреждениях. А излишнее количество бинтов в аптечной коробке осложняет быстрый поиск действительно нужного бинта. Вместо маленьких бинтов в аптечках появится упаковка стерильных салфеток и большие нестерильные бинты. Также рулонный лейкопластырь шириной 1 см заменят на более длинный с шириной 2 см.
Новшества Минздрава всерьёз ничего не изменят, всё худшее уже произошло, считает член Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов. «Два или три миллиона рублей закладывали в целевую программу по безопасности дорожного движения 2006-2012. Деньги освоили, а в итоге на смену советским аптечкам с препаратами от шока и прочими лекарствами пришли копии аптечек из Евросоюза – коробочки, где одни бинты», - сказал порталу TRUD.RU эксперт. На Западе оказывать медпомощь может только врач, именно по этой причине в аптечках водителей нет лекарств. Российское законодательство мягче в вопросах оказания первой помощи, и люди подготовленные дополняют свои аптечки зелёнкой, таблетками и т.д. «Аптечка стала совершенно неработоспособной. Поэтому доложить туда что-то полезное можно, главное оставить положенное по регламенту», - отметил Холодов. Впрочем, на дорогах к составу аптечек особенно не придерутся. Вопросы могут возникнуть при прохождении техосмотра – и то, не факт.
И более серьёзный момент: плохая медицинская подготовка в российских автошколах. Известна лазейка, упрощающая прохождение тестов по медицинским вопросам. Достаточно отметить наиболее многословный вариант ответа, и он окажется правильным. За прошедшие, по крайней мере, пять лет этот фокус продолжает работать. С другой стороны, внятный медкурс автоматически сделает обучение в автошколе ещё дороже, указывает Холодов. С учётом базовой программы, получения справок, транспортных расходов и дополнительных занятий – обучение навыкам управления транспортом превращается в дорогое удовольствие.
Отметим, до реформ конца нулевых в российской аптечке для водителя предусматривались следующие препараты: анальгин, сульфацил натрия, аспирин, йод, валидол, нитроглицерин, корвалол. Но первое и ключевое правило: какая бы у вас ни была с собой аптечка, после ДТП сначала надо вызвать «скорую».
По информации ГАИ, за 2019 год в результате ДТП на российских дорогах погибли 16,9 тысяч человек, из них около 4,9 тысяч - пешеходы. В 2018 году умерли 18,2 тысячи, из них 5,3 – пешеходы.