ЕСТЬ РАБОТА. НЕТ РАБОЧИХ

За последние 10 лет в России на 400 профтехучилищ стало меньше. При этом лишь половина выпускников приходит на производство

Токаря из меня делали так. Сначала - трехмесячные курсы, где накачали теорией. Потом передали весьма суровому работяге, у которого были пятый разряд и 30-летний стаж. Мастер был от Бога, хотя каждый мой промах сопровождал ядреным матом. Впрочем, тут же показывал, как надо правильно делать. За соседним станком пыхтел выпускник. Ему уже присвоили второй разряд, но практики не хватало, и он частенько прибегал к моему шефу за советом. Вскоре присвоили второй разряд и мне. Наставник поздравил и огорошил:
- Лет через 15 из тебя, может, вполне получится настоящий универсал...
Из семи с половиной тысяч работников истинных мастеров токарного дела в оборонном "почтовом ящике", теперешнем самарском АО "Старт", было не так уж много.
Теперь их и вовсе по пальцам можно пересчитать. Сам коллектив уменьшился раз в десять - и кризис производства, и сокращения, и уход людей в поиске более хлебных мест. Ведь месяцами сидели без заказов, без зарплаты, без видимых перспектив. Теперь самарские предприятия постепенно набирают темпы. "Старт" вывешивает повсюду объявления: срочно требуются токари, фрезеровщики, рабочие других профессий. Приходят единицы, в основном не те, что требуются, - или походка нетвердая, или квалификация не та. Если таких принимают, то лишь с испытательным сроком.
Похожая ситуация и на других предприятиях. Хорошие специалисты требуются заводу клапанов. Срочно нужны 160 токарей, желательно самой высокой квалификации, акционерному обществу "Авиаагрегат". Представители завода поехали к ульяновским авиастроителям - у них предприятие такого же профиля, уровень квалификации кадров соответствует. Но и там достаточного количества высококвалифицированных рабочих не оказалось. Куда они подевались, мастера резца, фрезы, сварки? В недалеком прошлом только на авиационном заводе в Самаре их работало более 50 тысяч человек, около 30 тысяч на "шарике" занимались выпуском подшипников. Теперь большинство коллективов, как и на "Старте", уменьшились в десять и более раз. Старики ушли на пенсию, многие молодые в поиске удачи ударились в бизнес. Они стоят "на вахте" по улице Ленинградской, где нескончаемые ряды торговых палаток, или на других рынках. Кто не захотел изменять своей профессии, сплотились в бригады вахтовиков - уже настоящих. Это нечто новое в нашей российской действительности, отъезжим промыслом раньше занимались буровики, строители или лесорубы.
"Торговать мы не умеем, да и не хотим, а жить как-то надо", - сказал мне токарь Сергей Парфенов,один из таких вахтовиков. В бригаде у них шестеро - два звена по три человека. Все квалифицированные станочники. Работают поочередно на одном из предприятий Тюменской области. Звенья меняются через месяц, зарплата - десять тысяч рублей.
Что же получается? Заказами тот же "Авиаагрегат" обеспечен уже до 2005 года. На многих других предприятиях договорами "закрыт" будущий год. В общем, работа гарантируется на длительный срок. Но станочники, стоящие на "вахте" где-нибудь в Сибири или в местных торговых рядах, об этом просто не знают. Да и как узнаешь, если рекламные щиты на улицах агитируют народ то за кандидатов в депутаты, то за сигареты или кока-колу. О промышленной продукции напоминает лишь мужичок, который о саморезах "знает почти все".
Вольная жизнь, кое-какие деньги, скептическое отношение даже к явным признакам обновления производства - все это удерживает народ от возвращения на родные заводы. Технические училища эту проблему тоже быстро не решат, хотя и начинают постепенно увеличивать набор будущих станочников. Причина в том, что таких специалистов готовят от года до трех, а потом их нужно еще "натаскивать" на предприятии. Смотреть же так далеко вперед директора просто не решаются - отучила неопределенность последних лет. В итоге только один из четырех учеников в технических училищах постигает сегодня азы станочного дела. Основной состав подобных заведений сейчас - это будущие социальные работники, представители торговли и малого бизнеса. То есть "технические" они только по названию.
Рассчитывать, что рынок в скором времени без участия государства решит кадровую проблему, не приходится. Видимо, нужна федеральная программа подготовки высококвалифицированных рабочих, которая бы объединила усилия службы занятости, органов образования, промышленных акционерных обществ и прочих частных структур. Нужно в государственном масштабе (да простится старая риторика) поднимать престиж рабочих профессий. Ведь настоящий станочник должен знать и уметь многое, и не каждому эта профессия по плечу.
Так говорил мой первый наставник. И оказался прав: из меня токарь-универсал так и не получился.
КОММЕНТАРИЙ
По данным управления начального профобразования Министерства образования РФ, в 1990 году количество ПТУ, ФЗО было 4328. На первое января нынешнего года - 3911. Несколько снизилось и число обучающихся в них. В 1990 году 1,8 миллиона юношей и девушек получили рабочие специальности. В прошлом году - 1,7 миллиона человек. Примерно 10 процентов из них продолжают учебу в техникумах и институтах. От 15 до 20 процентов призваны в армию. Востребованы на производстве примерно 50 процентов выпускников профессионально-технических училищ.
На фоне этой статистики парадоксальным кажется тот факт, что большинство базовых промышленных предприятий сегодня стали испытывать дефицит токарей, фрезеровщиков, электриков, сварщиков... Причин несколько. Это и определенное оживление экономики, и низкая зарплата у тех, кто впервые стал к станку, и, видимо, слабая связь учебных заведений с работодателями. Условия труда, как водится, не отвечают возросшим требованиям. А начальник управления кадров АМО "ЗИЛ" Александр РАССКАЗОВ, к примеру, одной из причин считает назойливо звучащие с экранов телевизоров призывы к молодым людям - "оттянись со вкусом", "бери от жизни все". Словом, есть в чем разбираться.
- Вот они и "оттягиваются" вместо того, чтобы работать, а не сидеть на шее родителей, - говорит он. - На нашем заводе вчерашний пэтэушник зарабатывает от 1500 до 1700 рублей в месяц. Не густо, но все-таки приличный вклад в бюджет семьи. К сожалению, наше предприятие сегодня, когда обозначился подъем производства, испытывает острую нехватку профессиональных рабочих всех специальностей. Думаю, аналогичная картина и на других перспективных промышленных предприятиях страны.