ТРУБОВЕДЫ БЕНЗИНОВЫХ ЗАКРОМОВ

В "Транснефтепродукт" через трубу "А" вливается 40 тонн бензина за один час, а через трубу "В" выливается 45 тысяч литров. Спрашивается, сколько бензина останется и останется ли вообще, если так будет продолжаться довольно долго?(Почти из сборника задач для учащихся общеобразовательных школ).

Журналисты - народ любопытный. Уже который год многие из них пытаются разобраться, где же спрятаны те самые "закрома Родины", о которых все слышали, а вот увидеть или пощупать довелось далеко не всем. И вроде бы дефицит преодолен, и потребление всяких ресурсов сократилось, а тем не менее слышатся обиды руководителей разных уровней и рангов, мол, мы бы и урожай вырастили, и флот должным образом тренировали, да не хватает самого малого - бензина и солярки. То они слишком дороги, просто не по карману отечественному производителю и армии, а то их вовсе не завезли.
Всем известно, что у нас уже давно так повелось: кто на чем "сидит", тот от того и кормится.
Но уж больно хорошо и сытно сидеть на трубе, из которой льется нужный всем бензин или, скажем, мазут. А особенно прибыльно, когда эта труба проложена, допустим, от родного Уфимского завода аж до самой Европы.
Это видно невооруженным глазом хотя бы потому, с какой скоростью и купеческим размахом растут в московском центре многоэтажные дворцы в мраморе, снуют вокруг них, пугая граждан, черные джипы, "мерседесы" самых дорогих модификаций.
Ну что же, это было бы хорошо, если бы, например, коммерческий банк инвестировал в нефтедобычу и нефтепереработку, на славу поработал и получил заслуженную прибыль. Но перед нами иной случай - детище правительства Российской Федерации, призванное решать государственные задачи, а в дорогих "мерседесах" раскатывают скромные госчиновники.
Речь идет об акционерной компании "Транснефтепродукт", которая родилась семь лет назад, вобрав в себя лучшее из системы Госкомнефтепродукта. И все эти годы хранитель и распределитель нужного стране топливного ресурса столь упорно и профессионально грамотно трудился, что вся страна, включая правоохранительные органы, даже не подозревала о его существовании.
Ни скандалов, ни модных сейчас разборок, никакого дележа собственности. Даже награждения руководителей компании, главных трубоведов страны, орденами и почетными званиями проходило без должной огласки, можно сказать, в узком, "семейном" кругу.
Однако недавно и в тихой заводи задул "свежий прокурорский ветер". К решению вынесенной в эпиграф арифметической задачки решили подключиться и компетентные органы. Уж очень их заинтересовало (после известных кадровых изменений на политическом Олимпе), чего, сколько и откуда втекает, где и сколько вытекает.
Задачка только на первый взгляд кажется не очень сложной. В том виде, как она сформулирована, решение не может быть найдено по определению.
Почему, спросит читатель?
Да потому, что какой-то "гениальный" мыслитель еще во времена всеобщей подозрительности и железного занавеса придумал очень хитроумную схему учета добываемой нефти и производимых нефтепродуктов. Причем внедрение уникального новшества, не имеющего аналогов в мире, обосновывалось насущной необходимостью ввести в заблуждение зарубежных недоброжелателей, которые ни при каких обстоятельствах не должны вычислить наш топливный потенциал.
Схема была одобрена на самом верху и оказалась настолько совершенной в смысле предоставления почти безграничных возможностей для манипуляций, что успешно действует до сегодняшнего дня. И до сих пор никому из надзорных ведомств не предоставлялось права и возможности ее "расколоть".
"Изюминка" изобретения, достойного присуждения самых высоких международных наград, заключается в том, что на входе трубы, где начинается учет продукта, горючее измеряется в тоннах, а на выходе к потребителю - в литрах и кубах.
Ну и что, может возразить недоверчивый читатель, учет то все равно ведется. Где же тут подвох?
Все дело в том, что как единица измерения веса - тонна она и в Африке тонна. А вот объем - это дело совсем иное. Он имеет свойство изменяться в зависимости от различных факторов, в том числе климатических. В жаркую погоду, например, объем бензина или дизельного топлива увеличивается, в прохладную - уменьшается. В сырую, дождливую он с меньшей скоростью испаряется, в зной - улетучивается очень быстро.
На все эти "климатические колебания" имеются всевозможные схемы и таблицы расчетов с огромным количеством допусков на злополучные "усушки и утруски". В этом море может утонуть любой непосвященный.
И вот эту неразрешимую задачку весьма успешно, но без шума, без заявок на международное признание решает дружный коллектив "Транснефтепродукта". Решает скромно, тихо, не жалуясь на то, что фактически ежедневно совершает трудовой подвиг, ибо решает неразрешимое. Есть и многие другие "ноу-хау" в этой конторе. Например, искусство ежемесячно возникающей возможности составлять для "особо нуждающихся" дополнительный график прокачки. Ну как не помочь друзьям, например, из "Сибнефти", когда мировые цены на дизтопливо неожиданно подскочили? Так что ресурс и пропускная способность старого, еще советского оборудования остаются, так сказать, "гибкими".
Видимо лишь подлинным "трубоведам" такое под силу. Понятно, что в силу своей скромности они вовсе не будут обрадованы готовностью правоохранительных органов оказать им посильную помощь в столь трудном деле.
Кажется, семейный подряд начинает давать трещину в самом неожиданном для московских руководителей месте - в Башкирии, где объемы производства "левого" продукта оказались запредельными. Разворачивающийся криминальный скандал может сослужить дурную службу президенту Рахимову. Ведь ему сейчас необходимо застолбить влиятельное место в формирующемся Госсовете.
А ведь гласность, а тем более разбирательства, сейчас совсем ни к чему и руководству "Транснефтепродукта", которое, судя по новой редакции устава компании, принятой всего два месяца назад, приготовилось к тихой "семейной прихватизации".
НАША СПРАВКА:
Акционерная компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов "Транснефтепродукт" основана постановлением правительства Российской Федерации N 871 от 30 августа 1993 г.
Численность работающих на 1 января 1998 года составляет 12 347 человек.
Основные виды работ: транспортные услуги по доставке светлых нефтепродуктов производства омского, четырех башкирских, трех самарских, нижнекамского, нижегородского, рязанского, московского, киришского, мозырского и полоцкого нефтеперерабатывающих заводов по системам магистральных и распределительных нефтепродуктов общей протяженностью 19,9 тыс. км (в том числе по территориям России - 16,4 тыс. км, Украины - 1,5 тыс. км, Белоруссии - 1,3 тыс. км, стран Балтии - 0,4 тыс. км, Казахстана - 0,3 тыс. км) до 308 подключенным к ним потребителям России, Украины, Белоруссии, Латвии, Казахстана, а также в страны дальнего зарубежья по тарифам на 30 - 40% ниже железнодорожных; услуги по наливу в железнодорожные цистерны на 13 наливных трубопроводных пунктах; реализация нефтепродуктов; краткосрочное хранение в технологических резервуарных емкостях. Используемое оборудование: линейная часть разветвленной сети нефтепродуктопроводов; комплекс из 100 перекачивающих станций и 31 пункта налива на железнодорожный и автомобильный транспорт; системы автоматики и телемеханики; резервуарные парки общей вместимостью 4,8 млн. куб. м.
Президент компании: Ишмухаметов Ильдус Тухфанович.
Акционер: правительство Российской Федерации.