"КОСТЫЛИ", ПОМОГАЮЩИЕ БЫСТРЕЕ БЕЖАТЬ

За две недели до Сиднея-2000 Международный олимпийский комитет принял в прямом смысле судьбоносное для многих спортсменов решение - ввести в обязательном порядке комбинированный антидопинговый анализ крови и мочи.Теперь можно достоверно выявлять случаи применения запрещенных препаратов, которые повышают физический тонус и, как следствие, во многом влияют на результаты.

Как-то британский бобслеист Ленни Пол "завалил" допинг-контроль. Но упрямо отстаивал свою невиновность, убеждая всех, что всему причиной его гастрономические наклонности - накануне соревнований он, мол, в большом количестве употребил спагетти "а-ля болонез". Хотя разработаны тесты для обнаружения 97 допинговых препаратов, нарушителей не всегда удается вывести на чистую воду. По свидетельству Би-би-си, к началу 90-х годов применение всевозможных стимуляторов стала настолько изощренным, что возобладало мнение, будто на этом "может попасться только идиот". Как оказалось, наука не топталась на месте, и число пойманных с поличным "идиотов" стало резко множиться.
Канадский спринтер Бен Джонсон лишился не только своей золотой медали за победу на стометровке в Сеуле в 1988 году, но и права выступать на гаревой дорожке в течение последующих двух лет. Урок пошел не впрок, и когда в марте 1993 года его снова поймали на допинге, то отставили от большого спорта до конца дней. Пожизненное отлучение, должно быть, сказалось: недавно Джонсон покрыл себя неувядаемым позором - не сумел догнать воришку, стянувшего у него кошелек.
Если Бена Джонсона приперли к стенке фактами, то с Деннисом Митчелом в прошлом году пришлось повозиться. Когда у него, чемпиона США на 100-метровой дистанции и бронзового медалиста Олимпиады-1992, обнаружили запредельное содержание тестостерона, Митчел привел убийственный, по его мнению, аргумент в свое оправдание. Накануне ночью он "высосал пять бутылок пива и как минимум четыре раза вступал в сексуальные отношения". Американские чиновники от спорта были милостивы - мол, с кем не бывает, и простили соотечественника. Но Международная федерация легкой атлетики не разжалобилась и без колебаний "подвесила" бегуна на два года.
В мае этого года в Берлине состоялся суд над бывшими руководителями олимпийского комитета ГДР Манфредом Эвальдом и Манфредом Хеппнером - им вменялось в вину целенаправленное "накачивание" допингом молодых спортсменок. Результат в свое время превзошел ожидания: за четыре года олимпийцы из ГДР удвоили количество золотых медалей - с 20 в 1972 году в Мюнхене до 40 в 1976-м в Монреале. Страна с населением менее 17 миллионов победила в 11 из 13 плавательных дисциплин у женщин в 1976 году и повторила этот "подвиг" в 1980-м в олимпийской Москве.
Но для спортсменок принудительное кормление анаболическими стероидами обернулось непоправимой бедой. У них проявились гормональные изменения. Под влиянием мужских гормонов у женщин стали расти волосы по всей коже, стала непомерно развиваться мускулатура, голос начал тяготеть к басовому регистру. Нарушилось нормальное функционирование печени и почек.
Бывшая чемпионка по плаванию из ГДР 34-летняя Мартина Гооттшалк, которая до сих пор страдает болями в животе и заболеванием желчного пузыря, дала показания: "Я не могу забыть того, что со мной сделали. Трижды в день вместе со сладким чаем мы должны были пить маленькие голубые таблетки. Нам говорили, что это витамины, но давали их против нашей воли". А чемпионка Европы 1986 года по толканию ядра Хейди Кригер утверждает, что из-за необратимых перемен под влиянием мужских гормонов была вынуждена сделать операцию по изменению пола.
Впервые допинг-контроль ввели на играх в Токио в 1964 году. Три года спустя образовали медицинскую комиссию МОК. В лондонском университете Кингс-колледж возник Центр по контролю за наркотиками, ему выдана официальная лицензия на проведение лабораторных анализов. Правда, традиционный анализ одной лишь мочи чаще всего бесполезен, если спортсмен накачался и окреп с помощью гормонов роста, которые Хуан Антонио Самаранч назвал "следующим вызовом" для МОК.
Прежде не удавалось идентифицировать вещество под названием эритропойэтин (английская аббревиатура - EPO), который увеличивает содержание кислорода в крови и тем самым повышает выносливость. Для многих бегунов на длинные дистанции и пловцов EPO представлял собой чудовищный соблазн. Обнаружить его можно только в крови. Но появление сейчас комбинированного теста, возможно, должно остудить горячие головы.
Вот что думает доктор Патрик Шамаш, глава медицинского департамента МОК: "Олимпийские игры - да и спорт в целом - основываются на уважении медицинской и спортивной этики, которая строится на принципе "честной игры" и на защите здоровья атлетов. Для сохранения чистоты соревнований мы составили список запрещенных препаратов, которые либо могут нанести здоровью спортсмена вред, либо незаконным образом улучшают его показатели".