18 октября 2017г.
МОСКВА 
12...14°C
ПРОБКИ
5
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.27   € 67.36
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

АЗБУКА НА ЗАБОРЕ

Нестерова Ольга
Опубликовано 01:01 06 Сентября 2003г.
Эти цифры назвала на встрече в редакции вице-премьер правительства Галина Карелова. Заметим: только сейчас 26 тысяч детей растут неграмотными. Сколько таких уже выросло за 10 последних лет бродяжьей вольницы - статистики просто нет.

Кто они, новые неграмотные? В основном беспризорники. Чиновники всегда поправляют: безнадзорные, поскольку различают эти категории. И небескорыстно. У "безнадзорных" где-то есть родители - значит, они, а не государство, несут за них ответственность, в том числе и за образование. А что родители - алкоголики, которым до детей нет дела, - другой разговор. Беспризорники же, по разумению чиновников, - это сироты, сбежавшие казенные дети. Хотя и те, и другие одинаково бесприютно скитаются по вокзалам вместо того, чтобы примерно посещать уроки.
В любом московском приюте расскажут уйму историй о детях, не умеющих ни читать, ни писать. Например, Сережу в восемь лет вывезли из Таджикистана в Москву. Всей семьей побирались на вокзалах. В приют "Дорога к дому" попал 15-летним подростком. Только тут впервые сел за парту. Другой неграмотный воспитанник приюта - москвич. Мать за пьянство лишили родительских прав. Инвалид с рождения, мальчик никому в семье не нужен. Спал в подъезде. Только в приюте его, уже 12-летнего, стали лечить и учить грамоте.
За пять лет существования другого детского центра "Возможность" через него прошло 77 детей - около 30 не учились в школе. Или давно ее бросили. 16-летний Коля - тоже москвич - долго побирался у станции метро "Улица Подбельского". Он и живет в этом районе. Кроме него, в семье еще трое детей. Отца сбила машина. Мать с горя запила - детей забросила. Коле было не до учебы - добывал пропитание. Приют договорился с учителями школы N 382, чтобы те позанимались с переростком. Читать-писать его научили, на этом образование закончилось. Пошел в грузчики. А сейчас в приюте живут две девушки, им по 17 лет, а они перешли только в 7-й класс.
Тем не менее ситуация в последнее время меняется к лучшему - говорят работники приютов. Да и статистика это подтверждает. Борьба с беспризорностью дает плоды. В 1999 году Министерство образования попробовало подсчитать детей и подростков от 7 до 15 лет, которые не учатся и не имеют постоянного места жительства. Тогда свыше 68 тысяч детей не учились, 2,5 тысячи не имели даже начального образования, а свыше 3 тысяч никогда не ходили в школу. Сейчас цифра куда скромнее: 26 тысяч ребят растут неграмотными. Но и это беда. Оставшись за порогом школы, они и будут жить изгоями, а потом отомстят ему преступлениями. Не зря в прокурорских отчетах тревожные данные: среди детей, состоящих на учете в ПДН, растет число тех, кто имеет лишь начальное образование (почти 131 тысяча человек) или даже не начинали учиться.
В советское время считалось, что с неграмотностью в стране покончено раз и навсегда. В те годы каждый ребенок был на учете, поскольку все граждане обязаны были иметь прописку. Ежегодно повсеместно проводился списочный учет детей 6-7 лет. За посещаемостью строго следила школа. При нынешней свободе передвижения и миграции контроль осложнился. Никто не ведет учет тех, кто 1 сентября без уважительной причины не явился в школу. Хотя на самом деле причины самые что ни на есть "уважительные". Бывает, матери-одиночке с двумя детьми не на что собрать старшего в школу. 70-рублевое пособие - единственный источник существования семьи - не платят по полгода. Или где-то в глухомани закрылась единственная школа - и ребенок остался сидеть на печи. У другого родители в запое, вот и подался в бега.
Уже выросли абсолютно неграмотные дети. Те, которые родились в перестройку и в свое время - в 1992-93 годах - не пошли в школу. Не умея читать и писать, они не поступят даже в ПТУ. Их не возьмут на квалифицированную работу. Да они не в состоянии заполнить анкету, где в графе "образование" надо ставить жирный прочерк. Значит, честно им не прокормиться: обречены на нищету или воровство. Одно слабое утешение: это то, что неграмотные дети не пишут непристойности на заборах и не читают их. Просто не умеют.
У нас по закону нет обязательного всеобщего среднего образования, но девятилетка-то осталась обязательной. Кто же должен следить и контролировать, чтобы все дети сели за парты? Этот вопрос мы задали председателю Комитета Госдумы РФ по образованию и науке Александру ШИШЛОВУ.
- К сожалению, государство долго не обращало внимания на эту проблему. Хотя неграмотные дети - это следствие социально-экономических перемен, кризисного развития общества в последнее десятилетие. Была разрушена система учета дошкольников. В прошлом году нам пришлось вписать в закон об образовании поправки, согласно которым местные органы самоуправления на своей территории ведут учет детей, которые должны пойти в школу. Хотя, казалось, это очевидно. Но не все можно исправить на уровне закона. Беспризорников надо вытащить с улицы. Дать им крышу, ночлег, еду. Нужна система социальной адаптации. Иначе эти дети так и останутся вне общества.
Конечно, неграмотные люди есть всюду, но государство обязано бороться с таким злом всеми способами. Я, например, сторонник так называемой школы "полного" дня, когда ученики и после уроков находят себе здесь занятие, а не слоняются по улицам в поисках приключений.
По данным ЮНЕСКО, в мире насчитывается 875 миллионов неграмотных людей, 113 миллионов детей младшего школьного возраста не посещают школу


Loading...

Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.