11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

АЗБУКА НА ЗАБОРЕ

Нестерова Ольга
Опубликовано 01:01 06 Сентября 2003г.
Эти цифры назвала на встрече в редакции вице-премьер правительства Галина Карелова. Заметим: только сейчас 26 тысяч детей растут неграмотными. Сколько таких уже выросло за 10 последних лет бродяжьей вольницы - статистики просто нет.

Кто они, новые неграмотные? В основном беспризорники. Чиновники всегда поправляют: безнадзорные, поскольку различают эти категории. И небескорыстно. У "безнадзорных" где-то есть родители - значит, они, а не государство, несут за них ответственность, в том числе и за образование. А что родители - алкоголики, которым до детей нет дела, - другой разговор. Беспризорники же, по разумению чиновников, - это сироты, сбежавшие казенные дети. Хотя и те, и другие одинаково бесприютно скитаются по вокзалам вместо того, чтобы примерно посещать уроки.
В любом московском приюте расскажут уйму историй о детях, не умеющих ни читать, ни писать. Например, Сережу в восемь лет вывезли из Таджикистана в Москву. Всей семьей побирались на вокзалах. В приют "Дорога к дому" попал 15-летним подростком. Только тут впервые сел за парту. Другой неграмотный воспитанник приюта - москвич. Мать за пьянство лишили родительских прав. Инвалид с рождения, мальчик никому в семье не нужен. Спал в подъезде. Только в приюте его, уже 12-летнего, стали лечить и учить грамоте.
За пять лет существования другого детского центра "Возможность" через него прошло 77 детей - около 30 не учились в школе. Или давно ее бросили. 16-летний Коля - тоже москвич - долго побирался у станции метро "Улица Подбельского". Он и живет в этом районе. Кроме него, в семье еще трое детей. Отца сбила машина. Мать с горя запила - детей забросила. Коле было не до учебы - добывал пропитание. Приют договорился с учителями школы N 382, чтобы те позанимались с переростком. Читать-писать его научили, на этом образование закончилось. Пошел в грузчики. А сейчас в приюте живут две девушки, им по 17 лет, а они перешли только в 7-й класс.
Тем не менее ситуация в последнее время меняется к лучшему - говорят работники приютов. Да и статистика это подтверждает. Борьба с беспризорностью дает плоды. В 1999 году Министерство образования попробовало подсчитать детей и подростков от 7 до 15 лет, которые не учатся и не имеют постоянного места жительства. Тогда свыше 68 тысяч детей не учились, 2,5 тысячи не имели даже начального образования, а свыше 3 тысяч никогда не ходили в школу. Сейчас цифра куда скромнее: 26 тысяч ребят растут неграмотными. Но и это беда. Оставшись за порогом школы, они и будут жить изгоями, а потом отомстят ему преступлениями. Не зря в прокурорских отчетах тревожные данные: среди детей, состоящих на учете в ПДН, растет число тех, кто имеет лишь начальное образование (почти 131 тысяча человек) или даже не начинали учиться.
В советское время считалось, что с неграмотностью в стране покончено раз и навсегда. В те годы каждый ребенок был на учете, поскольку все граждане обязаны были иметь прописку. Ежегодно повсеместно проводился списочный учет детей 6-7 лет. За посещаемостью строго следила школа. При нынешней свободе передвижения и миграции контроль осложнился. Никто не ведет учет тех, кто 1 сентября без уважительной причины не явился в школу. Хотя на самом деле причины самые что ни на есть "уважительные". Бывает, матери-одиночке с двумя детьми не на что собрать старшего в школу. 70-рублевое пособие - единственный источник существования семьи - не платят по полгода. Или где-то в глухомани закрылась единственная школа - и ребенок остался сидеть на печи. У другого родители в запое, вот и подался в бега.
Уже выросли абсолютно неграмотные дети. Те, которые родились в перестройку и в свое время - в 1992-93 годах - не пошли в школу. Не умея читать и писать, они не поступят даже в ПТУ. Их не возьмут на квалифицированную работу. Да они не в состоянии заполнить анкету, где в графе "образование" надо ставить жирный прочерк. Значит, честно им не прокормиться: обречены на нищету или воровство. Одно слабое утешение: это то, что неграмотные дети не пишут непристойности на заборах и не читают их. Просто не умеют.
У нас по закону нет обязательного всеобщего среднего образования, но девятилетка-то осталась обязательной. Кто же должен следить и контролировать, чтобы все дети сели за парты? Этот вопрос мы задали председателю Комитета Госдумы РФ по образованию и науке Александру ШИШЛОВУ.
- К сожалению, государство долго не обращало внимания на эту проблему. Хотя неграмотные дети - это следствие социально-экономических перемен, кризисного развития общества в последнее десятилетие. Была разрушена система учета дошкольников. В прошлом году нам пришлось вписать в закон об образовании поправки, согласно которым местные органы самоуправления на своей территории ведут учет детей, которые должны пойти в школу. Хотя, казалось, это очевидно. Но не все можно исправить на уровне закона. Беспризорников надо вытащить с улицы. Дать им крышу, ночлег, еду. Нужна система социальной адаптации. Иначе эти дети так и останутся вне общества.
Конечно, неграмотные люди есть всюду, но государство обязано бороться с таким злом всеми способами. Я, например, сторонник так называемой школы "полного" дня, когда ученики и после уроков находят себе здесь занятие, а не слоняются по улицам в поисках приключений.
По данным ЮНЕСКО, в мире насчитывается 875 миллионов неграмотных людей, 113 миллионов детей младшего школьного возраста не посещают школу


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников