Восточный форпост России

Глава «Роснефти» представил лидерам России и Индии судостроительный комплекс «Звезда»

Президент России Владимир Путин и премьер-министр Индии Нарендра Моди в среду посетили судостроительный комплекс «Звезда», расположенный в городе Большой Камень Приморского края. Лидеры двух стран осмотрели строящиеся объекты завода, а также познакомились с проектами новейших арктических танкеров и судов, которые будут способствовать увеличению товарооборота между двумя странами.

Лидеры двух стран на этой неделе встретились во Владивостоке, куда они прилетели для участия в Восточном экономическом форуме (ВЭФ) на острове Русский. В этом году Нарендра Моди является главным гостем ВЭФ, ежегодно собирающего на своей площадке тысячи политиков и бизнесменов со всего света для обсуждения развития Дальнего Востока России и Азиатско-Тихоокеанского региона в целом.

Уникальная судоверфь

Неслучайно в программу пребывания индийского премьера была включена российская судоверфь «Звезда». Проект, который реализуется по поручению Путина с 2013 года, стал одним из этапов стратегии по развитию конкурентоспособности России и Дальневосточного региона. Проект осуществляет консорциум инвесторов во главе с крупнейшей в мире публичной нефтяной компанией «Роснефть».

У строительства судоверфи в городе Большой Камень есть ряд неоспоримых географических преимуществ. Во-первых, ССК «Звезда» расположен на берегу незамерзающего Уссурийского залива Японского моря, что обес-печивает круглогодичное функционирование верфи. Кроме того, территория граничит с активно развивающимися северо-восточными районами Китая, через Японское море выходит к морским границам Японии, Южной Кореи и других стран АТР. Таким образом, суда будут строиться рядом с потенциальными рынками сбыта. Также завод отличает развитая инфраструктура — недалеко от Большого Камня находится Артемовская ТЭЦ, проходят железная и автомобильная дороги.

Производственная программа судоверфи в первую очередь ориентирована на нефтегазовые компании, осуществляющие добычу, переработку и транспортировку нефти и природного газа. Мощности завода позволят строить суда ледового класса, суда водоизмещением до 350 тысяч тонн, танкеры, газовозы, морские платформы и другую технику любой сложности, которая до этого не производилась на территории нашей страны.

Уникальность «Звезды» состоит в принципиально новых технических решениях. На верфи создается высокотехнологичная инфраструктура, позволяющая максимально автоматизировать производственные процессы и управление. Среди технологий, обеспечивающих конкурентоспособность верфи, — высокоточные методы разметки, сварки и резки металла (включая лазерные), технологии на основе бесконтактных измерений и 3D-моделирования, технологии процессов управления и сквозного планирования на всех этапах — от разработки документации до сдачи судна.

Знакомство с успехами

В ходе визита Путин и Моди ознакомились с инфраструктурой комплекса. Главный исполнительный директор нефтяной компании «Роснефть» Игорь Сечин подробно рассказал лидерам стран о ходе строительства и выполнении контрактов на постройку судов. В своем докладе он отметил, что в настоящее время в эксплуатацию на ССК «Звезда» введены основные объекты первой очереди, такие как открытый достроечный стапель, блок корпусных производств и окрасочные камеры.

Открытый достроечный тяжелый стапель судостроительного комплекса сегодня является крупнейшим спусковым сооружением в России — его площадь составляет 12 гектаров. Он оснащен тремя стапельными дорожками с самоходной транспортной системой.

На стапеле установлено четыре портальных крана грузоподъемностью 100 тонн, два крана козлового типа грузоподъемностью 320 тонн и кран типа «Голиаф» грузоподъемностью 1,2 тысячи тонн, аналогов которому нет на российских верфях. С 2017 года крановое оборудование активно используется в производственной деятельности. В октябре 2018 года на стапеле был завершен монтаж двух мобильных укрытий. Установка этих конструкций позволяет вести сборку блоков судов круглый год.

Окончание работ по введению в эксплуатацию объектов первой очереди запланировано на 2020 года. В данный момент еще ведется строительство котельных, различных цехов, камер очистки и окраски, а также грузовых и достроечных набережных.

Строительство второй очереди завода идет опережающими темпами. Делегация осмотрела ключевой производственный объект — крупнейший в России сухой док, который будет сдан в эксплуатацию на три года раньше планового срока — в 2020 году. Строительство основных достроечных цехов сухого дока также начнется раньше графика — в сентябре 2019 года.

Технические параметры сухого дока позволят осуществлять строи-тельство большинства типов существующих и перспективных судов практически без ограничения тоннажа и спускового веса корпусов. Док размерами 485х114х14 м — единственный в России с такими характерис-тиками и одно из крупнейших в мире гидротехнических сооружений.

За время строительства дока было залито 140 тысяч кубомет-ров бетона, забито 6,6 тысячи буровых свай. На площадке установлен кран-гигант «Голиаф». Его высота — 120 метров, ширина — 189 метров. Это уже второй кран такого типа, установленный на ССК «Звезда». Первый обеспечивает работу тяжелого открытого достроечного стапеля с 2018 года. В ближайшее время сухой док оснастят четырьмя кранами башенного типа с прямой стрелой грузоподъемностью 60 тонн и установят батопорт.

Ключевой элемент

Глава «Роснефти» также ознакомил Путина и Моди с принципиально новым для России продуктом — винторулевой колонкой для судов ледового класса, разработанной в проектно-инженерном центре «Сапфир». Это ключевой элемент системы электродвижения судна, обеспечивающий ходовые и маневровые качества. Колонка станет первым российским продуктом такого типа и обеспечит ССК «Звезда» оборудованием и технологиями мирового уровня.

Мощность проекта по локализации проектирования и производства винторулевых колонок составит до 20 МВт. С этой целью созданы два совместных предприятия: Прикладной инженерный и учебный центр «Сапфир» (г. Санкт-Петербург) и завод по производству винторулевых колонок «Сапфир» (г. Большой Камень).

Главной задачей предприятия «Сапфир» является локализация производства винторулевых колонок. Проектные мощности завода позволят удовлетворить потребность в данном оборудовании для судов различного класса, в том числе газовозов высокого ледового класса.

Производственная программа

Игорь Сечин рассказал Владимиру Путину и Нарендре Моди о производственной программе верфи и портфеле заказов «Звезды». Он тоже впечатляет.

Портфель заказов ССК «Звезда» постоянно увеличивается и в настоящее время составляет 39 судов, а с учетом опционов — 59. «Роснефть» разместила заказы на 28 судов. Сейчас в производстве девять судов, в том числе суда снабжения и танкеры класса «Афрамакс», работающие на газомоторном топливе и отвечающие самым последним экологическим стандартам. Идет подготовка к строительству судов-газовозов вместимостью 172 тысячи кубометров газа высокого ледового класса для работы в российской Арктической зоне. В числе потенциальных заказов: серия газовозов для проекта «Арктик СПГ-2», среднетоннажные танкеры класса MR на газомоторном топливе и самый мощный в мире атомный ледокол «Лидер».

В этом году «Звезда» определена единственным исполнителем работ по строительству головного атомного ледокола «Лидер» мощностью 120 МВт.

«Это самый крупный атомный ледокол в мире. Этот ледокол сможет ломать льды толщиной до 4 метров, — рассказал своему индийскому визави Владимир Путин в ходе обхода территории завода. — Принято решение о строи-тельстве таких кораблей ледокольного класса для обеспечения круглогодичной проводки судов по северному маршруту».

В якорный заказ «Роснефти» включены 12 танкеров класса «Афрамакс», 10 танкеров-челноков ледового класса, арктический танкер-челнок ледового класса Arc7 дедвейтом 69 тысяч тонн, буровое судно, а также четыре многофункциональных судна снабжения усиленного ледового класса.

Танкеры «Афрамакс» представляют собой суда нового типа, работающие на газомоторном топливе и соответствующие новым правилам по ограничению выбросов оксидов серы и парниковых газов в бассейне Балтийского и Северного морей, которые будут введены с 2020 года. Это позволит использовать суда в зонах новых экологических ограничений — например, в омывающих Европу морях. Длина одного судна — 250 метров, ширина — 44 метра, осадка — 15 метров, дедвейт — 114 тысяч тонн, скорость — 14,6 узла.

Производственная программа судостроительного комплекса «Звезда» разработана до 2035 года, исходя из потребностей основных заказчиков и возможностей верфи. Портфель заказов насчитывает 178 единиц судов и морской техники различных типов.

«Звезда» станет единственным предприятием в России, которое сможет строить крупнотоннажные челноки и суда-газовозы. Строительство газовозов является одним из приоритетных направлений производственной программы судоверфи. Эти суда могут быть востребованы при реализации ряда проектов по освоению шельфовых месторождений, а также для транспортировки добытого на территории Российской Федерации природного газа.

Новые контракты

В рамках Восточного экономического форума «Роснефть» объявила о ряде подписаний, которые будут способствовать реализации производственной программы судоверфи «Звезда».

Во-первых, «Звезда» и корейская Samsung Heavy Industries Co. Ltd. подписали контракт на проектирование судов-газовозов для проекта «Арктик СПГ-2». Корейский производитель станет технологическим партнером проекта и передаст ССК «Звезда» техническую спецификацию, а также права на проектную документацию проекта судов. Samsung Heavy Industries также окажет содействие в разработке рабочей конструкторской документации АО «ЦКБ «Лазурит». Построенные «Звездой» арктические газовозы будут отвечать всем требованиям российского законодательства.

Еще в 2018 году ПАО «Новатэк» подтвердило резервирование производственных мощностей ССК «Звезда» на всю серию судов-газовозов для проекта «Арктик СПГ-2». В апреле 2019 года «Звезда» и ПАО «Совкомфлот» заключили контракт на строительство пилотного судна-газовоза для проекта «Арктик СПГ-2».

Строительство судна такого типа впервые в истории будет осуществлено на российской судоверфи. В СССР аналогичные суда не производились и заказывались за рубежом.

Конструкция судна позволяет самостоятельно преодолевать лед толщиной до 2,1 метра. Мощность силовой установки газовоза составляет 45 МВт, что сопоставимо с мощностью атомного ледокола. Арктические газовозы отличаются повышенной экологической безопасностью — в частности, они используют в качестве основного топлива сжиженный природный газ (СПГ).

Вторым важным для «Звезды» контрактом с Samsung Heavy Industries стало создание совместного предприятия для строительства челночных танкеров дедвейтом от 42 до 120 тысяч тонн.

Предприятие учреждено в соответствии с подписанным в 2018 году соглашением об обмене опытом в области проектирования и строительства челночных танкеров. Samsung Heavy Industries предоставит ССК «Звезда» технические спецификации и другую документацию, окажет содействие в разработке рабочей конструкторской документации танкеров-челноков совместно с АО «ЦКБ «Лазурит».

Кроме того, по условиям соглашения корейская компания обеспечит техническую поддержку планирования, управления и контроля качества в ходе строи-тельных и монтажных работ, закупок материалов и оборудования, а также обеспечит инженерно-техническое сопровождение строительства челночных танкеров на комплексе.

Также Samsung Heavy Industries проведет обучение российского персонала на своей верфи, организует производственную практику на аналогичных проектах.

Дальневосточный СПГ

Важной частью мероприятия на судоверфи «Звезда» стал доклад Игоря Сечина президенту РФ о готовности «Роснефти» приступить к реализации проекта по строительству Дальневосточного завода по сжижению природного газа («Дальневосточный СПГ»).

Проект реализуется в рамках соглашения о разделе продукции проекта «Сахалин-1» для монетизации запасов и ресурсов природного газа компании на шельфе Сахалина и партнеров по проекту «Сахалин-1» (доля «Роснефти» — 20%, американской ExxonMobil — 30%, японской SODECO — 30%, индийской ONGC — 20%).

Мощность завода составит 6,2 млн тонн СПГ в год. Он будет обладать наземным хранилищем СПГ объемом 260 тысяч кубомет-ров, газотурбинной электрогенерацией и морским отгрузочным терминалом. Ресурсной базой станут месторождения проекта «Сахалин-1» и собственные запасы газа «Роснефти» на шельфе Сахалина в объеме свыше 350 млрд кубометров.

Эксперты «Роснефти» сообщают, что полностью разведанная ресурсная база позволит производить СПГ на протяжении более 20 лет. По расчетам нефтяного гиганта, поступления в бюджет в течение срока реализации проекта превысят 5 трлн рублей, будет создано 5 тысяч рабочих мест, в период эксплуатации — 700 постоянных рабочих мест.

Можно предположить, что Владимиру Путину доклад Сечина о проекте понравился. Позднее на совместном с Моди заявлении по итогам переговоров он пригласил индийские компании принять участие в проекте «Дальневосточный СПГ».

«Роснефть» в АТР

Новый завод, утверждают в «Роснефти», укрепит позиции России на мировом газовом рынке. Этому будет способствовать как раз удобное расположение относительно премиальных рынков СПГ в АТР — рядом находятся Китай, Япония, Южная Корея, чуть дальше — Индия.

Азиатско-Тихоокеанский регион стал одним из ключевых для «Роснефти» при развитии собственного международного бизнеса. В 2018 году экспорт компании в восточном направлении впервые превысил поставки в западном. Крупнейшими потребителями нефти и нефтепродуктов стали Китай, Индия и Япония. «Роснефть» также экспортировала свою продукцию в Индонезию, Сингапур, Вьетнам, Монголию, Таиланд, Южную Корею и другие страны региона. Для дальнейшего развития международной торговли нефтью и нефтепродуктами в АТР, а также управления международными проектами «Роснефть» в начале 2019 года открыла в Сингапуре офис дочерней структуры — Rosneft Singapore.

«Роснефть» как лидер отечественной нефтепереработки видит потенциал развития этого направления и в Азиатско-Тихо-океанском регионе. Компания стала совладельцем индийской Nayara Energy, которой принадлежит один из крупнейших и высокотехнологичных индийских НПЗ в городе Вадинаре (мощностью 20 млн тонн), нефтехранилище, порт, а также крупная сеть АЗС, состоящая из почти 5,3 тысячи станций. За счет широкой линейки производимых на НПЗ нефтепродуктов обеспечивается не только индийский рынок — около 40% продукции (бензин, дизель, нафта, керосин и др.) идет на экспорт.

Nayara Energy в рамках программы развития своего НПЗ планирует с 2022 года организовать производство нефтехимической продукции. Моди и Путин в совместном заявлении также отметили перспективы увеличения компанией Nayara Energy мощностей неф-теперерабатывающего завода «Вадинар».