ТРОШКИН И ЕГО КОМАНДА

За прошедшую парламентскую сессию Государственная Дума провела 44 пленарных заседания и 66 парламентских слушаний, приняла свыше 1000 законов, рассмотрела 1732 законопроекта, обработала свыше 50 тысяч писем и документов. Все это обеспечили незаметные на первый взгляд сотрудники аппарата Государственной Думы, которым руководит Николай ТРОШКИН.

- Николай Никитич, ясно, что без вверенной вам службы Дума не смогла бы успешно работать. Каков обобщенный портрет думского аппарата?
- В 12 управлениях думского аппарата трудится 1889 человек. Свыше 300 из них имеют ученые степени, 90 процентов - высшее образование. Средний возраст - 40 - 45 лет, женщин - большинство, 57 процентов.
- Может ли депутат, скажем, кто-то из ваших личных друзей зайти и попросить: мол, тут у меня перерасходы, помоги списать их?
- Он-то может подойти и попросить, но я ничего не могу сделать сверх положенного. Система казначейства не дает такой возможности. Думский бюджет очень прозрачный, его статьи формируются гласно. Вначале он утверждается Комитетом по регламенту, в котором представлены все фракции и депутатские группы, потом - самой палатой. В бюджете расписаны все статьи - транспорт, командировки, телефонные переговоры и все остальное. Наши расходы находятся под неусыпным контролем как казначейства, так и Счетной палаты. Да и вы, журналисты, зорко бдите.
- На последней парламентской сессии в ваш адрес звучали упреки в том, что вы поддерживаете некоторые фракции...
- Мой принцип как руководителя думского аппарата - внепартийность. Одно из моих главных требований к сотрудникам - их равноудаленность от всех парламентских фракций и партий.
Видимо, это и не нравится тем, кто хотел бы заполучить некие преимущества в Думе, посадив в кресло руководителя аппарата послушного человека. Выдвигая политические обвинения, они пытаются тем самым втянуть аппарат в политику. Хочу твердо обозначить: я этого не допущу, пока занимаю нынешний пост.
- А кто вас предложил на эту должность?
- Инициатива исходила от Григория Явлинского. Предварительное обсуждение и согласование кандидатуры проходило в Комитете по регламенту, потом на Совете Государственной Думы. Это дает мне основание полагать, что я имею мандат всех депутатских объединений. Такая процедура назначения руководителя аппарата Госдумы позволяет ему быть и независимым в принятии решений, и в то же время ответственным перед каждой фракцией. Но если кандидатуру на пост руководителя аппарата начнет утверждать парламент, эта должность сразу же станет политической, а назначенный человек - фракционно ориентированным.
- В прессе все чаще поднимается вопрос о строительстве нового парламентского центра. Скоро ли перейдем от слов к делу?
- Как только решатся те, от кого это зависит. Мы же пока имеем лишь заветное желание, чтобы строительство парламентского центра было поскорее запланировано. Нынешний комплекс помещений, где работают законодатели, явно не приспособлен для этих целей. У нас масса проблем, как "жилищных", так и информационно-технологических. Да и пресса на себе это ощущает. У нас аккредитовано свыше 2000 журналистов, а в их распоряжении "скворечник", где от силы размещается полсотни человек.
Все же определенные усилия предпринимаются. Недавно для Думы было выделено 2 тысячи квадратных метров на Воздвиженке, куда уже переехали три управления. Завершена модернизация аппаратно-программных средств, установленных в депутатских кабинетах. Новой компьютерной техникой оснащены комитеты и секретариаты вице-премьеров. Введен в эксплуатацию сервер доступа депутатов в сеть Интернета. Этим летом мы капитально отремонтировали пленарный зал заседаний, где сменили электронную систему голосования, кресла, которые за 7 лет изрядно износились. Однако все это пока напоминает латание "тришкиного кафтана".