МОЛЧАНИЕ ГЕНЕРАЛА

6 октября 1995 года в грозненском тоннеле, по которому проезжала машина командующего федеральной группировкой сил в Чечне, прогремел взрыв. Погибли люди. Генерал Анатолий Романов после многих операций остался жить... в палате военного госпиталя. Уже 9 лет Герой России молчит - к нему не возвращается память.

Что известно о том теракте? Кто организовал покушение на Романова? Почему преступление до сих пор не раскрыто? Все наши обращения в Главную военную и Генеральную прокуратуры остались без ответа. Хотя уголовное дело вроде не закрыто - просто лежит без движения. По этому поводу мы говорим с бывшим заместителем Романова, а теперь депутатом Госдумы РФ Аркадием БАСКАЕВЫМ.
Он считает: "Время утеряно. Конечно, на ход расследования повлияли и объективные обстоятельства: мы отступили, подписав позорное соглашение в Хасавюрте, а потом найти какие-либо доказательства было сложно. Но если бы прокуратура всерьез занималась этим делом, уже вышла бы на след заказчиков".
Могут ли ими быть Масхадов или Басаев? "Насчет Масхадова - сомневаюсь, - говорит Баскаев. - В 1995 году его отношение к Романову было исключительно хорошим. При Анатолии Александровиче в Чечне началась сдача оружия. Выкупали по миллиону (старыми деньгами) за автомат. Тогда главной задачей было разоружить население. Переговоры, которые Романов вел с Масхадовым, давались нелегко. Я сам видел, как он перед встречей наливал валерьянку в мензурку - чтобы сохранять самообладание. Тем не менее они находили общий язык.
У Анатолия Александровича был непререкаемый авторитет не только в своих войсках, но и среди чеченцев. Я вообще считаю его идеалом русского офицера. В 1995 году он получил новое назначение - стал командующим Внутренними войсками МВД. Он мог уже не ехать в Чечню. Но он там остался и продолжал "по совместительству" командовать объединенной группировкой.
Помню, в сентябре - за месяц до взрыва - мы поехали в одну из наших частей на севере Чечни. Видим: на окраине стоит толпа людей - все шумят. Романов говорит водителю: "Остановитесь - что там происходит?" На земле лежит застреленная корова, нога отрезана. Старуха-хозяйка плачет. На Романова просто страшно было смотреть - так разъярен. В части сразу нашли прапорщика, который вместе с солдатами пристрелил корову. Они еще не все мясо доели. Кто-то буркнул: "Подумаешь, корова... " И тут же получил отпор: "Если так будем относиться пусть к скотине, в нас всегда будут стрелять". А когда нам принесли зарплату, Романов даже не стал вскрывать свой конверт. Говорит: "Отдайте той женщине". Тогда и другие офицеры сложились и поехали покупать корову старухе".
За что же Романова хотели убить? "Я об этом долго думал, - продолжает Аркадий Георгиевич. - Хоть переговоры с Масхадовым нельзя было назвать политическими, их поддерживали не все. Противников хватало и среди наших политиков, а они тогда постоянно вмешивались в ход боевых действий, и в масхадовском окружении многие были настроены на войну до конца. А после взрыва всякие переговоры прекратились.
Но, возможно, и не Романова хотели взорвать. В те же дни в Чечне был министр внутренних дел- за сутки до взрыва его отозвали в Москву. Так или иначе, но правду мы так и не знаем".
...Несколько дней назад Анатолию Романову исполнилось 56 лет. В госпиталь, как всегда, пришли навестить его бывшие сослуживцы, ветераны спецподразделений, милицейское начальство. Жена Лариса Васильевна в этот раз выглядела почти счастливой: впервые за девять лет надежды врачи не ограничились всегдашним заявлением, что "состояние пациента стабильное". Они дали оптимистичный прогноз: "Возможен коренной перелом в состоянии здоровья генерал-полковника Романова". Связано это с появлением новейшей медицинской разработки совместно с Институтом мозга. "Этот аппарат может не только диагностировать патологические изменения коры головного мозга, но и плодотворно воздействовать на поврежденные участки" - так сказал заместитель начальника кардиологического центра госпиталя имени Бурденко Евгений Кривозубов. Если надежда оправдается, может, мы наконец узнаем, о чем молчит Анатолий Романов. От него самого.