20 сентября 2017г.
МОСКВА 
16...18°C
ПРОБКИ
4
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 58.13   € 69.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

БАШМАЧКИН ЖЕНСКОГО РОДА

Лебедина Любовь
Опубликовано 01:01 06 Октября 2004г.
В спектакле Валерия Фокина у Марины Нееловой две шинели: старая и новая, вернее не у нее, а у Акакия Акакиевича. "Но при чем здесь знаменитая актриса?" - спросите вы. Ведь, насколько известно, Башмачкин - мужского рода, а Неелова - прекрасная женщина. Вот это и есть самое удивительное в постановке Фокина.

В течение часа загримированная до неузнаваемости Неелова с какими-то перышками на голове вместо волос и трясущимися старческими руками не просто изображает плюгавенького маленького человечка, а проживает целую жизнь затюканного обстоятельствами петербургского чиновника в страшном городе теней и оборотней. Этот Башмачкин и сам не знает, зачем появился на свет, ему бы только тихо просуществовать в своей норе, состоящей из той самой старой шинели, которая вдруг стала разваливаться...
В начале спектакля "фитюлька" Башмачкин выползает из огромного "кокона" шинели-шалаша и начинает на полусогнутых, рахитических ножках описывать круги по пустой сцене. Голос у него задушенный, писклявый, как у кастрата, прищемленного дверью, а постоянно моргающие глазки - словно у божьего одуванчика. Полтораста рублей за новую шинель приводят его в неописуемый ужас, и он лихорадочно думает, где их взять, решая в конце концов отказаться от всего: еды, белья, свечей.
Когда же на сцене появляется новая, огромная шинель, которая сама движется, - Башмачкин не верит своему счастью. Он не достоин этого "богатства", к нему надо привыкнуть, встать на цыпочки. Все это делается актрисой настолько подробно и так естественно, что, кажется, не режиссер ею руководил, а сам Гоголь с его любовью к обиженному судьбой человечку, давно утратившему и пол, и достоинство. Горло перехватывает от сострадания к ограбленному Башмачкину, когда он сиротливо жмется к прозрачной стене, за которой кружится белый снег и пляшут черные тени. Валерий Фокин в моноспектакле Марины Нееловой доказал всем, что при минимуме выразительных средств и точно отобранных деталях можно создать практически из ничего нечто грандиозное, чему позавидуют коллеги, не понимая, из какого "сора" родилось это театральное чудо.


Loading...



Фильм «Матильда» получил прокатное удостоверение. Ну как, смотреть пойдете?