ДОЛЬЩИКИ ПРОБУЮТ СИЛЫ В ПОЛИТИКЕ

Конец сентября прошел под знаком нового витка активности движения обманутых соинвесторов. Дольщики предприняли очередную попытку обосноваться на Горбатом мосту напротив Белого дома. А когда им это не удалось, более 40 соинвесторов заперлись в недостроенном здании на Садово-Сухаревской. Они объявили голодовку, чтобы привлечь внимание властей к своим претензиям к компании "Социальная инициатива". Голодовка продолжается до сих пор, и некоторым из ее участников уже требуется медицинская помощь. Возможно, чиновникам действительно стоит прислушаться к отчаявшимся дольщикам: в противном случае политическая повестка дня на ближайшие месяцы и даже годы может принять неожиданный поворот.

Конечно, активизацию движения обманутых дольщиков можно списывать на начало осеннего политического сезона, на приближающиеся октябрьские выборы в законодательные собрания девяти регионов. Но не исключено, что проблема соинвесторов, да и жилищный вопрос вообще могут получить куда большее значение и общественный резонанс. К тому же вряд ли стоит искать в сегодняшних пикетах и голодовках чьи-то политические происки. Другое дело, что переход проблемы соинвесторов в сферу большой политики может оказаться лишь вопросом времени. Не случайно главной движущей силой последних акций протеста стали именно дольщики "Социальной инициативы" - компании, чьи "кредиторы" разбросаны по всей стране.
Акции протеста проходят едва ли не ежедневно во многих городах - от Санкт-Петербурга до Ульяновска и Новосибирска. Впрочем, пока дольщики митингуют в уездных городах и региональных центрах, их активность остается, главным образом, пищей для местных газет и местных же политиков. Однако сам факт появления в Москве дольщиков со всей страны не может не тревожить. Нынешняя попытка соинвесторов "штурмовать" Горбатый мост - уже вторая, первую они предприняли в мае этого года. Если их проблемы и впредь не будут решаться, нет сомнения в том, что будет и третья попытка, и четвертая. Но сегодня дольщики все же объединяются более или менее стихийно. Об этом говорит хотя бы количество разнокалиберных ассоциаций и движений. Их лидеры только пробуют силы в политике, пытаются привлечь на свою сторону как можно больше сторонников. Но не исключено, что этот "детский период" будет продолжаться недолго.
Ведь, по большому счету, для тех же соинвесторов, как и для подавляющего большинства граждан, дело не только в деньгах или квартирах. Они хотят иметь гарантии, четко выстроенную и работающую систему, наконец, доверие к власти. На сегодняшний день некое подобие системы удалось построить разве что в Москве, где над проблемой дольщиков работают целые департаменты. Ведь мало достроить дома - нужно создать четкую процедуру переоформления договоров соинвестирования, систему контроля над застройщиками. Возможно, благодаря тому, что такая система стала создаваться относительно давно, москвичи в меньшей степени, чем жители других регионов, пострадали от той же "Социальной инициативы".
Критиковать жилищную политику Москвы давно стало хорошим тоном, тем не менее львиная доля пострадавших от "Социальной инициативы" находится не в столице, а именно в регионах. И о том, что делать с обманутыми дольщиками, в столице задумались гораздо раньше, чем где бы то ни было. Чиновники мэрии уверяют, что к 2008 году будут доведены до конца три с лишним десятка долевых "недостроев" и свои квартиры получат все обманутые соинвесторы, кроме тех, чьи фирмы-партнеры были не застройщиками, а мошенниками и стали фигурантами уголовных дел. Но сам по себе срок сдачи последних домов - 2008 год - тоже вряд ли можно считать случайным.
Понятно, что московские проблемы весьма чувствительны не только для городской мэрии, но и для федеральных властей. А главное, чем сегодня озабочены и те, и другие, - выборы 2007-2008 годов. Это понимают все, и такой сценарий никому не нравится, во всяком случае, среди так называемой партии власти. Что же касается регионов, то и масштабы проблемы, и темпы ее решения там совершенно иные.
До "больших выборов" осталось совсем немного времени. Сегодня политики и политологи хором говорят о том, что партиям, как воздуха, не хватает идей, способных объединить людей и повести к избирательным урнам. В этой обстановке движение дольщиков, которые сами готовы объединяться и искать "покровителя", способного решить их проблемы, - настоящий подарок судьбы. Но, скорее всего, не для партии власти, чья идеология базируется на национальных проектах. Протестной силой соинвесторов может воспользоваться скорее оппозиция, очертания которой пока еще довольно туманны и оттого немного пугающи для политического истеблишмента.
Первые шаги по "политизации" движения соинвесторов уже видны. Так, на днях взять ситуацию под личный контроль пообещал главе Ассоциации помощи пострадавшим инвесторам Антону Белякову спикер Совета Федерации и по совместительству лидер новой объединенной Партии жизни Сергей Миронов. Он заявил, что обратится к Генеральному прокурору Юрию Чайке с просьбой об объединении всех уголовных дел "Социальной инициативы" в одно, а также взятии этого дела под личный контроль. Правда, подключение федеральных чиновников и Генпрокуратуры приведет, скорее всего, лишь к ускоренному банкротству компании. Что от этого получат частные вкладчики "Социальной инициативы" - неизвестно.
Горбатый мост уже не раз использовался для того, чтобы круто поменять судьбу страны, например, в 1991, 1993, 1998 годах. Чтобы к этому списку не добавилась еще одна дата, федеральным и региональным властям, вероятно, нужно действовать уже сейчас. И у властей тех территорий, кому от недобросовестных застройщиков досталось больше, чем другим, осталось не так много времени до того момента, когда политическая карта дольщиков станет козырной.