07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"СУШЬ" И "БУРЯ" В ОДНОМ ФЛАКОНЕ

ПАРАДОКС ПАРФЕНОВА
Первый канал показал фильм "Вечный Олег". Как это ни кощунственно

ПАРАДОКС ПАРФЕНОВА
Первый канал показал фильм "Вечный Олег". Как это ни кощунственно звучит, но интересен он был не столько своим героем Олегом Ефремовым, которому как раз в понедельник исполнилось бы 80 лет, сколько автором - Леонидом Парфеновым. Ведь знаменитому актеру и режиссеру были посвящены сразу несколько программ. Некоторые вышли накануне. Да и прямо перед парфеновским в эфире "Культуры" был фильм из цикла "Хроники смутного времени" - тоже о Ефремове. Везде присутствовал примерно один и тот же набор событий ("Современник", раздел МХАТа), лиц (Волчек, Фурцева, Доронина, сын, дочь), фактуры (независимость суждений героя, табак, алкоголь, болезнь), фрагментов из фильмов и спектаклей. Для людей посвященных нового мало. А вот редкие выходы в эфир Парфенова после его скандального ухода с НТВ с репутацией бескомпромиссного реформатора отечественного телевидения неизменно преподносятся как события. Тем более что поводы для его новых фильмов всегда значительные. То столетие Леонида Ильича. То вот восьмидесятилетие Олега Николаевича.
Если честно, то ничего неожиданного в "Вещем Олеге" тоже нет. "Современник", Волчек, МХАТ. Доронина, сын. Тот же музыкальный рефрен ("Опустела без тебя земля"), те же сигареты на фоне кислородного аппарата. По сути, ни одного нового факта. А смотрится! Почему? А потому что Парфенов. Он рассказывает обо всем с непосредственным и искренним восторгом школьника, только что прочитавшего умную книгу и жаждущего поделиться своими открытиями. Этот восторг заражает даже тех, кто эту книгу прочел много лет назад.
В принципе в пересказе давно известных сюжетов нет ничего зазорного. Сотни журналов, десятки телепрограмм из года в год мусолят одни и те же имена и темы. Мэрилин, Элвис, Диана. Нострадамус, Ванга. Сталин, Гевара. Тунгусский метеорит, сбитый американцами НЛО. Популярная программа "Истории в деталях" на СТС, неоднократный лауреат все той же "ТЭФИ", выходящая под слоганом "нам всегда есть что рассказать вам", в значительной мере на этом и построена. Ее авторам действительно есть что рассказать. Но для этого им не надо копаться в пыльных архивах или разыскивать неизвестных свидетелей событий. Надо просто творчески изучить то, что уже написано, снято, запротоколировано. Сделать из этого конфетку и угостить ею зрителей.
Парфенов - безусловный виртуоз компиляций. Из километров чужой кино- и видеохроники, часто до боли знакомой зрителю, путем лихого монтажа он делает свой собственный продукт. Свежести всегда придает личное присутствие автора на месте описанных событий. И что самое парадоксальное, наиболее благодарными потребителями этого продукта становятся те, кому отдельные его компоненты давно известны на вкус. Думаете, знаменитый парфеновский цикл "Намедни" смотрела молодежь, не знакомая с отечественной историей последней трети ХХ века? Отнюдь! Его главными поклонниками были вполне зрелые люди, которые соотносили свои собственные былые переживания и впечатления с кадрами очередного выпуска программы. Парфенов как бы освежает чувства зрителей своей пылкой реакцией на былое.
Меньше Парфенову удаются сюжеты, далекие от личного опыта зрителей. Так, особого энтузиазма не вызвала его многосерийная "История Российской империи". В случае с "Вечным Олегом" Парфенов снова попал в точку.
ПАРАДОКС О СЧАСТЬЕ
Незабываемые кадры недели. Такого выражения искреннего и всеобъемлющего счастья в телевизионной хронике я не видел никогда прежде. Его не было на лицах офицеров, которые после десятилетий скитаний по съемным углам получали из рук вице-премьера ключи от новеньких квартир. На лицах горняков, по халатности администрации оказавшихся в подземном плену и спустя неделю вызволенных оттуда. Наверное, его не было даже на лицах делегатов исторического съезда КПСС, когда генсек объявлял им, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме. Такое массовое выражение счастья можно было увидеть лишь в американских блокбастерах, когда после спасения человечества от очередной угрозы Апокалипсиса взмывал к небу звездно-полосатый флаг. Но то кино, выдумка. Другое дело - документ. И вот я увидел это счастье на лицах сотен "единороссов", когда президент объявил им о согласии возглавить партийный список "медведей" на выборах. Много ли для счастья надо?..
МИСТИЧЕСКИЙ ПАРАДОКС
Давно известно, что в обществах, охваченных кризисом, резко возрастает интерес ко всякого рода мистике: оккультным наукам, спиритизму, колдовству. Ярчайшие примеры тому - наше Отечество в преддверии революций (вспомните интеллигенцию начала ХХ века со всеми ее столоверчениями), оно же - в канун развала СССР (Кашпировский, Чумак, секты), а также Германия на рубеже 20-х - 30-х годов. Что же мы видим сегодня? Если считать барометром состояния общества телевидение, то картина получится крайне противоречивой. "Великая сушь" и "Буря" в одном флаконе. С одной стороны, благостные выпуски новостей, возрождающих чувство глубокого удовлетворения (см. выше). С другой - сплошная чертовщина, окружающая их в эфире.
Весной прошлого года несколько иерархов православной Церкви напечатали в "Труде" открытое письмо руководителям федеральных каналов, в котором выразили озабоченность по поводу чрезмерного количества мистики в их программах. Руководители каналов на то письмо, как и следовало ожидать, не ответили. А бесовщина в эфире по-прежнему присутствует.
Яркий пример. Есть такой канал - ТВ3. Не самый крупный, но свою долю аудитории в районе 2,5% получает. В масштабах страны это все равно миллионы зрителей. Раньше ТВ3 был чисто киношным. Гонял фильмы с утра до вечера. А в новом телесезоне резко изменил программную политику. И теперь смело может претендовать на звание "Первого мистического". Основа эфира канала - сериалы. О чем они, понятно из названий: "Говорящая с призраками", "Потайная комната", "Байки из склепа"... Утренний эфир украшают детские "радости" - мультики "Таракан-робот", "Ферма чудища", "Ползучее войско"... Дневной - документальный цикл "Тайны".
Даже обычное ток-шоу "Успеть за 23 минуты" канал постарался превратить в нечто этакое. По идее все банально: актер Стас Дужников приглашает в студию именитого гостя и разговаривает с ним о том о сем. Вот только и "то", и "се" все о том же. Гостей спрашивают о приметах, талисманах и мистических случаях, случавшихся в их жизни. Те с удовольствием рассказывают. После трех-четырех выпусков создается устойчивое ощущение, что вся наша жизнь соткана исключительно из загадочного и необъяснимого.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников