Татьяна Талькова: «Мой муж в детстве мечтал стать хоккеистом»

Вдова композитора Татьяна Талькова поделилась с «Трудом» своими воспоминаниями о нем

6 октября 1991 года певец, поэт и композитор Игорь Тальков  – двадцать лет назад –  был убит  во время концерта во Дворце спорта «Юбилейный». Преступление до сих пор осталось нераскрытым, и виновные не наказаны. Вдова композитора Татьяна Талькова поделилась с «Трудом» своими воспоминаниями о нем.

- Татьяна Ивановна, вы сразу поняли, что ваш муж – талантливый человек и что у него будет большое будущее?

- Игорь изначально не писал примитивных вещей. Возможно, в молодости он писал даже чересчур усложненную музыку – со скрипками, контрабасами. Естественно, как любому творческому человеку, Игорю хотелось признания. Но даже если в зале было всего 10 человек, он с радостью выходил на сцену и пел. Я передала в музей Игоря Талькова, который находится в центре Москвы, среди старинных храмов, афишу, на котором было написано, что в какой-то столовой состоится концерт, и вход на него бесплатный. Так начинался путь Игоря – с выступлений в столовых, клубах, даже цехах.  В столовую приходили 10 человек, которые потом шли по цехам и приводили с собой еще 50 человек, а уже после концерта к Игорю подходили с люди и спрашивали: «Где вас можно услышать?» На что он всегда говорил, чтобы писали письма на телевидение, на радио. И люди действительно писали письма, благодаря которым Игоря стали приглашать на телевидение, радио. Лучше бы не приглашали! Тогда он бы не нажил столько недругов и завистников!

- Но ведь это традиционный путь любого советского артиста: ДК, столовые, рестораны?

–Да, Игорь пел в ресторанах, в том числе и дорогих, например в Доме туриста на 33-м этаже. В музыкальном плане выступления в ресторанах не осталось для Игоря бесследным. Например, он освоил клавишные инструменты, другую электронику, что в дальнейшем ему очень даже пригодилось. Как известно, Игорь сам писал почти все аранжировки, а для этого необходимо было владеть всеми инструментами. Могу сказать, что каждый этап его творчества был постепенным, необходимым и выстраданным.

– Игорь часто спрашивал у вас совета – как ему поступить, что выбрать, что исполнить?

– Нет. Игорь был лидером в нашей семьей, причем  лидером безусловным. Он сам принимал решения, хотя поговорить или помечтать вечерком иногда любил. Но чтобы спрашивать совета – такого не было. Игорь вообще считал, что он всегда поступает правильно, что по большому счету соответствовало действительности. Может, раза два или три Игорь серьезно ошибся, а так он действовал верно. Он вообще был фаталистом, который идет по прямой дороге, предначертанной судьбой, не сворачивая ради какой-то выгоды направо или налево.

– Игорь, действительно, серьезно увлекался историей, что нашло отражение в его песнях?

– Да, он был из разряда тех недоверчивых людей, которым надо было все увидеть своими глазами, потрогать, почувствовать атмосферу. Помню, в Эрмитаже Игорь подружился с бабушками-смотрительницами. Игоря интересовала эпоха императрицы Екатерины Второй, и бабушки ему показывали – где был раньше кабинет Екатерины, который превратился в хранилище. Бабушки пускали его в это хранилище, и он долго там ходил, пытаясь почувствовать атмосферу императрицы. Стоял под ее окнами и представлял, что делала Екатерина. Он знал, что она вставала рано, пила кофе и писала письма, заметки, статьи. Потом Игорь заинтересовался всем тем, что происходило в России до революции и, конечно, самой революцией. Как раз этим он увлекался в последние годы своей жизни.

– Все мы родом из детства, и оттуда наши стихи и песни. Что вам рассказывал Игорь о своем детстве?

– С материальной точки зрения детство Игоря назвать счастливым было нельзя (продолжительное время семья жила в бараке), но при этом всегда в их доме были взаимопонимание, доброта и ощущение праздника.

– В своих «Воспоминаниях» Ольга Юльевна Талькова  пишет о том, что в отличие от своего старшего брата Владимира Игорь рос спокойным мальчиком. Тогда откуда взялись его дерзость и взрывной характер?

– Игорь был спокойным разве только в детстве. Хотя и тогда он проявлял свой характер. Как известно, он мечтал стать хоккеистом и даже в своем дневнике оставил запись, что умрет, но непременно станет хоккеистом. В 10-летнем возрасте он сам ездил из Тулы в Москву в столичный хоккейный клуб, чтобы записаться в него. Но Игоря не приняли в секцию, и тогда он стал заниматься сам, причем ежедневно и усиленно. Игоря вообще никогда не интересовала веселая жизнь, пьянки, гулянки, он увлекался сначала спортом, потом музыкой, и всегда добивался того, к чему стремился. Если он ставил перед собой цель, то шел к ней решительно, невзирая на трудности и препятствия. Так, он решил стать актером и поступить в Школу-студию МХАТ. Но почему-то ему не понравилась атмосфера приема абитуриентов в театральный вуз, и он плюнул на все и уехал. Если он понимал, что это ему не нужно, то все самым решительным образом отрубал.
А однажды он решил начать серьезно петь и пришел в один из инструментальных ансамблей Тулы. Там ему прямо сказали, что с его голосом смешно думать о вокальной карьере. И тогда Игорь стал заниматься вокалом, учиться, и через некоторое время пришел в этот же ансамбль и стал солистом.
Взрывным же он стал после армии. Он служил в стройбате в подмосковном Нахабино, и там-то перед ним открылась настоящая действительность. Он потом часто говорил, что армия – это государство в миниатюре, его модель, и это модель ему не нравилась.  

– Может, от того , что часть жизни пришлось прожить во лжи, Игорь и стал в последствие резать правду прямо в глаза, за что и пострадал?

- Думаю, что смелость была его врожденным качеством. Он действительно ничего не боялся. Когда он выступал на концертах, у него происходил такой выброс адреналина, что ему было вообще ничего не страшно. Казалось, даже подходить к нему в тот момент было опасно. Хотя Игорь никого не призывал на баррикады, он просто хотел достучаться до умов и сердец людей. Из всех людей, которых я знала в своей жизни, Игорь был самым отчаянным и безрассудно смелым.

– Говорят, Тальков не очень хорошо разбирался в людях?

– Иногда в коллективе заводится паршивая овца, которая становится причиной разлада. Игорь почему-то прислушивался к словам именно этих паршивых овец.

– Ваш сын пошел по стопам отца, став музыкантом и автором песен, вы благословили его выбор?

- Я всегда позволяла сыну заниматься тем, чем он хотел, и помогала ему в его поисках себя.  Отдала Игоря в музыкальную школу, он был слухач, запоминал произведение, а потом на слух его подбирал. После окончания школы я предложила Игорю поступать на актерский факультет, и он поступил в театральный вуз, где проучился полгода и ушел, потому что это ему было неинтересно. Ему хотелось заниматься музыкой, писать песни, исполнять их в зале.  Сейчас мне нравится, что делает мой сын в музыке, хотя в начале его пути я с ним спорила, даже возмущалась. В плане текстов к Игорю у меня до сих пор много претензий, но я поняла, что это не мое дело, молодежь должна идти своим путем, у нее свои слова и способы выражения.