Маша Старинчикова, королева детсада

Создательница и директор частного дошкольного учреждения в Кемерово рассказала, зачем детям трогать суп и почему садик должен работать до последнего посетителя 

Кемеровчанка Мария Старинчикова половину прожитой жизни шла к собственному детскому саду. Получила три высших образования, родила трех дочек - а параллельным курсом пришла в «детский» бизнес, став ко всему еще и руководителем молодежного отделения организации предпринимателей «Опора России». О шипах и розах на этом пути она рассказала «Труду».

Свой детсад у Марии случился не вдруг. Начнем с того, что Старинчикова - педагог в третьем поколении: дед был директором детского дома, а бабушка - воспитателем и преподавателем изобразительного искусства. С детства узнавшая быт и нравы этого учреждения, Маша к пятому классу составила себе план на оставшуюся жизнь: учить малышей уму-разуму, помогать тем, кто живет без отцовского и материнского пригляда. Повзрослела, а планы остались в силе. После школы она экстерном окончила педагогический колледж, после чего в Москве получила образование логопеда-дефектолога.

Занимаясь логопедической практикой в Кемерово, вырученные деньги Маша тратила на второе высшее образование, заочное - специалиста по рекламе. Пошла туда по вполне житейской причине: педагогика кормит плохо, а семья растет. Днем работала, училась и сидела со своей уже второй дочкой, а по ночам писала дипломы, курсовые и контрольные на заказ, поскольку зарплаты логопеда на все не хватало. Спать порой приходилось по три часа. Окончив второй вуз в 25 лет, Мария поняла, что хочет заниматься все-таки не рекламой, а детьми, и устроилась работать в муниципальный сад для глухих и слабослышащих детей воспитателем. А через год перевелась в другой детский сад - заместителем заведующего.

- Я работала и видела все недостатки этой системы, - говорит Мария, - начиная с питания и заканчивая отношением воспитателей к детям, а заведующей - к воспитателям. Но те два с половиной года потрачены не впустую: я теперь точно знаю, как не надо...

Как рассказывает Маша, она никак не могла взять в толк, почему заведующая детсадом в общении с коллегами из всех регистров для своего голоса выбирает самый пронзительный, кому и зачем требуется столько письменной отчетности, отчего с детьми надо быть в первую очередь строгой, а доброй и веселой - это уже во вторую и в третью.

- Помню, меня поразила воспитательная методика моей коллеги, которая призывала к порядку маленьких подопечных так: «Кто не спит в тихий час, того я запихну в стиральную машину и буду там стирать». Типа шутки. Но вы бы видели глаза малышей - там не смех застыл, а ужас!

Они тогда повздорили, и «шутница» сказанула ей в сердцах: дескать, если ты, Маша, такая умная и добрая, открой свой садик и воспитывай этих оглоедов, как тебе вздумается, а мне не мешай...

Мария, собственно, так и сделала - четыре года назад уволилась из муниципального детского сада с намерением организовать свой, частный. Однако из зарплаты в 20 тысяч рублей стартового капитала не выкроить. Уволившись, Мария вступила в организацию предпринимателей «Опора России», подала конкурсную заявку в программу «Ты предприниматель» и встала на учет в Центр занятости. А также подала документы на льготный заем в Фонд поддержки предпринимателей. На бесплатных семинарах и форумах училась азам бизнеса, общалась с предпринимателями, уже набившими шишки на этом тернистом пути. Одновременно Маша работала логопедом, чтобы приносить хоть какие-то деньги в дом, и занималась поиском помещения под свой будущий садик.

В Центре занятости ей дали на развитие бизнеса 52,8 тысячи рублей, из Фонда поддержки предпринимателей предоставили 450 тысяч в кредит в среднем под 8% годовых. А тут подвернулась и подходящая недвижимость: 100 квадратных метров в центре города с отдельным выходом в зеленый двор с детской площадкой. За аренду запросили 58 тысяч в месяц. Маша сняла помещение, и началось: косметический ремонт (уложилась в 50 тысяч), мебель (200 тысяч), оборудование и игрушки (еще 100 тысяч). Кучу необходимых вещей собрала с помощью друзей. И вот через полгода после старта проекта случился праздник открытия в ее новеньком детском саду.

Но, оказалось, все это - цветочки. Ягодки начались чуть позже, когда ребятишек в детсаду прибавилось, а она оставалась на всех одна - и воспитатель, и повар, и бухгалтер, с 7 утра и до 19, к вечеру с ног валишься, а ведь еще своя семья внимания и тепла требует. Долго искала помощницу, чтобы и рукастая, и добрая, и детей любила. Нашла. Дела наладились. В течение года государство помогло детскому садику - выдали грант и субсидию, которые вместе покрыли взятые в долг деньги. Детки довольны, родители благодарны, бизнес вышел хоть на небольшую, но прибыль. Живи, развивай свое дело.

Но тут Маша задумалась о третьем собственном ребенке. Так что же, сворачивать проект, так непросто вставший на ноги?

- Нет, дети в моем бизнесе точно не помеха, - уверенно отвечает Мария, - и свои, и детсадовские - они для меня как единая семья. Проживем. Опыт у меня опять же.

Да, воспитательного опыта Мария поднабралась и с удовольствием готова им делиться. Рассказывает, например, что в ее детсаду детям многое позволяется из того, что дома под строгим запретом. Например, трогать... суп. Тут у Маши целая теория.

- Тактильное восприятие действительности для малышей - один из основных способов познания мира, - объясняет Мария. - Так что ничего страшного, если для начала ребенок попробует суп на ощупь. Поймет - и сам потянется к ложке, я вас уверяю! А еще мы находим таланты у каждого ребенка...

P.S. Тем временем Маша Старинчикова организовала в «Опоре России» общество помощи детям без родителей. Помогают они прежде всего заботой и участием. Все ее молодежное отделение «Опоры» - 45 человек не реже раза в месяц посещают детский дом «Колосок», где занимаются с детьми тем, что умеют и любят сами: выезжают на природу, ходят в походы с палатками, ездят на экскурсии, а еще рассказывают о том, чем живут и над чем работают. Маша - о ребятишках из своего детсада (из этих сюжетов хоть книжку составляй!), кто-то - о маникюре и стрижках, кто-то - об инженерных исследованиях. Детдомовцы слушают так, будто им «Робинзона Крузо» на ночь читают.