Кабинетное притяжение не должно быть сильнее земного

На разных этажах управления нашей ракетно-космической отраслью царит тягомотная атмосфера перестраховки

Вчера стало известно о знаковом решении Роскосмоса: 12 октября для сближения и стыковки грузового корабля «Прогресс МС-07» с Международной космической станцией будет впервые использована короткая 2-витковая схема. Полет продлится всего 3 часа. Интересный, перспективный шаг в нашей космонавтике. Но, отмечая успех российских специалистов, нельзя не сказать и о том, как мучительно трудно было пробивать внедрение прогрессивного новшества. Обнародовать эти подробности необходимо для того, чтобы поскорее избавиться от тягомотной атмосферы перестраховки, царящей на разных этажах управления нашей ракетно-космической отраслью.

Почти два десятилетия для причаливания к орбитальной станции требовалось двое с лишним суток — 50 часов. Все это время три члена экипажа вынуждены тесниться в маленькой кабине, где на каждого приходится лишь 0,5 кубометра свободного пространства. А если прибавить бытовой отсек, то получается 1,2 «куба» — объем под обеденным столом средних размеров...

А кроме неудобства есть и медицинский фактор. Острый период адаптации к невесомости начинается после 9-11 часов полета (шесть-семь витков вокруг Земли). Кровь приливает к голове, наваливается усталость, ухудшается координация, возможна депрессия. Конечно, не все члены экипажа так остро реагируют на невесомость. Но в любом случае стыковку с орбитальной станцией лучше проводить на первых витках. Если, к примеру, откажет автоматика, космонавту легче будет перейти на ручное управление, пока не наступил острый период адаптации.

Российские специалисты пять лет назад разработали вместо 50-часовой короткую — 6-часовую — схему. Именно в таком режиме 2 августа 2012 года грузовик «Прогресс М-16М» причалил к МКС. А в 2013-м короткую 4-витковую программу стыковки использовал и пилотируемый «Союз».

На сегодня эта схема применялась в российской космонавтике 23 раза. Успех стал возможен во многом благодаря блестящей работе Центра управления полетами. Время прибытия на МКС сократилось в 8 раз. А еще экономится столь дорогое на околоземной орбите топливо — каждый раз 20-25 кг (7-8%, не так уж мало).

Дальше — больше. Была разработана и 2-витковая схема причаливания, предполагающая всего лишь 3-часовой полет к МКС. Добро на ее разработку дал Роскосмос.

Был найден оптимальный вариант, все расчеты многократно проверены и перепроверены. Проведена большая подготовительная работа. По 2-витковой схеме специалисты предполагали отправить к МКС ближайший грузовой корабль «Прогресс МС-07», который стартует на следующей неделе — 12 октября.

Все шло хорошо. Но на финише подготовительного этапа в середине сентября начались пробуксовки. Должностные лица никак не решались подписать документы. Может, нашли ошибки в расчетах баллистиков? Да нет. На самом деле, думаю, хозяева просторных кабинетов предпочитают перестраховаться, не брать на себя ответственность, даже если этого требуют интересы дела. Во всяком случае в середине сентября три разных источника сообщили мне, что 2-витковую схему могут отложить на неопределенный срок. А следующая возможность для эксперимента вряд ли появится раньше чем через год.

Тем временем нам на пятки наступают китайцы. Их грузовой корабль «Тяньчжоу-1» недавно успешно пристыковался к орбитальной лаборатории «Тяньгун-2» по 4-витковой схеме. А там, можно не сомневаться, дойдет дело и до 2-витковой схемы. Реплика на эту тему под заголовком «Роскосмос: как бы чего не вышло» была размещена на сайте «Труда» в понедельник, 18 сентября. Вот суть: «Россия может утратить первенство теперь уже и в области проведения ускоренных схем сближения космических кораблей с МКС, где мы пока лидируем... Типичная история: начальству проще зарубить новое — сними ответственность и живи спокойно. Интересно, что по этому поводу думают руководители Роскосмоса?».

Из редакции были отправлены письма в госкорпорацию, а также заместителю генерального директора ЦНИИмаша О.П. Скоробогатову с просьбой привести аргументы противников использования новой схемы. Но ответов газета не дождалась. Хотя реплика не осталась незамеченной. Источник в ракетно-космической отрасли сказал мне, что «критическая публикация в «Труде» сделала тайное явным, поставила публично вопрос ребром...». Так или иначе, но ситуация с летным экспериментом стала проясняться. Говорят, включился в историю и гендиректор РКК «Энергия» Владимир Солнцев, который еще до отъезда на астронавтический конгресс в Австралии позвонил руководителю Роскосмоса Игорю Комарову, и они договорились о 2-витковой схеме сближения «Прогресса» с МКС именно в октябре. По имевшимся сведениям, и первый заместитель генерального директора Роскосмоса не против, и ЦНИИмаш дал положительное заключение...

Все вроде бы было решено? Увы, окончательной ясности долго не было. Где-то шло торможение.

Это далеко не единственный пример такого рода. «Бюрократическая трясина, перестраховка, неэффективность управления тормозят и губят дело, — сетовал в интервью «Труду» пару лет назад летчик-космонавт, замначальника летно-космического центра РКК «Энергия», Герой России Павел Виноградов. — К примеру, чтобы включить новый эксперимент в научную программу на МКС, требуются годы и огромная пробивная энергия. Знаю случай, когда ученый, устав от волокиты, подался в Южную Корею. Там на все про все уходит три месяца...»

С тех пор кардинальных перемен не случилось. Вот еще сюжет. Неделю назад на конгрессе в Австралии китайский специалист сделал интересный доклад: «Проектирование многоразового лунного корабля, базирующегося на околоземной станции», идея которого полностью повторяет представленную несколько лет назад в России транспортную систему «Рывок». В мае 2016 года специалист РКК «Энергия» представил соответствующий доклад на международной научной конференции. А китайцы, известно, быстро подхватывают все новое.

«Труд» подробно рассказывал об этой межорбитальной системе «Рывок», предназначенной для челночных рейсов в ближнем и дальнем космосе, в том числе в окололунном пространстве (см. номер от 1 июля 2016 года). Ряд известных ученых поддержали многообещающую идею. Но проект в Роскосмосе даже не стали рассматривать. Просто поставили крест на перспективной разработке. А теперь вот китайцы могут быстро продвинуться в этом направлении. И попробуй потом догони...

P.S. Сегодня давнему другу и автору «Труда», нашему постоянному эксперту Борису Владимировичу Бальмонту исполняется 90 лет. Большая жизнь, отданная высокому служению — космонавтике. Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии, бывший министр, он человек удивительно принципиальный и неравнодушный. И сегодня в курсе событий, вникает в сложные проблемы, горячо переживает за нашу космонавтику, ракетно-космическую промышленность, одним из организаторов которой он был. Примите, дорогой Борис Владимирович, и наши самые искренние, сердечные поздравления. Здоровья и энергии Вам. С юбилеем! Ваш «Труд».

А в это время

Даешь Луну!

Победой здравого смысла и наших национальных интересов назвал экс-министр Борис Бальмонт, один из организаторов отечественной ракетно-космической промышленности, подписание Роскосмосом и NASA соглашения об участии России в масштабном, устремленном в будущее американском проекте создания международной окололунной станции Deep Space Gateway (DSG).

«Труд» уже рассказывал, каким непростым выдался путь к принятию этого документа. В России серьезные оппоненты выступили против совместной работы с США по проекту DSG. Об ошибочности сворачивания сотрудничества в космической сфере мы писали в последнее время дважды («А ну ее, эту Луну», 25 августа с. г. и «На кону — Луна», 22 сентября). При этом газета опиралась на мнение авторитетнейших специалистов, космонавтов, аналитиков. Хорошо, что их голос был услышан и на верхних этажах управления принято верное решение.

Руководитель Роскосмоса Игорь Комаров провел переговоры с американскими и другими партнерами. В частности, пришли к общему мнению, что в будущих стыковочных узлах пригодится опыт российских разработок. У нас здесь отличная школа. Выдающийся конструктор Владимир Сыромятников был основоположником космической стыковочной техники. Созданные им в свое время унифицированные узлы оказались вне конкуренции и были установлены на МКС, летающих и летавших к станции кораблях, в том числе и на шаттлах.

Сейчас специалисты продолжают обсуждение состава окололунной станции и модулей, вклада каждой страны. Наше участие в проекте DSG потребует существенного пересмотра Федеральной космической программы до 2025 года, дополнительного финансирования, принятия решения о создании ракеты сверхтяжелого класса.