Как Валерий Гергиев сокращает расстояние между Владикавказом, Питером и Веной

Первый международный кавказский фестиваль прошел во Владикавказе

Во Владикавказе прошел Первый международный кавказский фестиваль. В Северной Осетии, крае с богатейшим культурным потенциалом и с одной из самых непростых в стране социальных ситуаций, всемирно известный дирижер Валерий Гергиев, выходец из этих мест, надеется создать сильный центр культурного притяжения всероссийского и международного масштаба.

Старый Владикавказ очень красив. Рискую вызвать чью-то иронию, но мне он напомнил богатые частные кварталы Вашингтона. Хотя что тут удивительного? Примерно та же эпоха — XIX и начало ХХ века, та же встреча северной и южной культур, тот же роскошный стиль модерн с причудливым геометрическим орнаментом, даже вкус к ярко окрашенным дверям уютных мини-усадеб и особняков схож. Если бы еще привести все это в божеский вид — не один лишь, как сейчас, центральный проспект Мира (бывший Александровский), а весь город...

Да, до полного благополучия далеко. О чем говорить, если на каждом шагу приезжего с фотоаппаратом, норовящего запечатлеть архитектурные достопримечательности, останавливают полицейские и просят объяснить, зачем он это делает. И грех раздражаться. Республика так много пережила, и это наложило свой отпечаток. Один Беслан (всего-то 15 км отсюда) чего стоит...

Но вернемся к культурным традициям, уходящим в века. Например, здание нынешнего Нац-ионального театра оперы и балета было заложено еще до революции. Если б не Первая мировая, мы, возможно, сейчас наблюдали бы второе столетие истории осетинской музыкально-театральной культуры. Достроить театр удалось в 1950-х, а с 2005 года им руководит пианистка и режиссер Лариса Гергиева, сестра прославленного дирижера.

Семейство Гергиевых здесь, понятно, на особом счету. Заходишь в колледж искусств (бывшее музыкальное училище) — и сотрудники говорят тебе: мы помним Валеру еще таким (показывают ладонью метр с кепкой от пола). Колледж, конечно же, носит имя Валерия Абисаловича, который учился здесь на отделениях фортепиано и дирижирования. Народ численностью 700 тысяч человек гордится земляком с мировой славой — и это чувство естественное.

Естественно и то, что любовь эта взаимна и деятельна. С 2005 года во Владикавказе проходит Международный фестиваль «В гостях у Ларисы Гергиевой». За последние годы при содействии Валерия Абисаловича капитально реконструирована филармония, размещающаяся в бывшей кирхе, ее акустику обеспечил самый известный в мире специалист — японец Ясухиса Тойота (автор акустики Концертного зала Мариинского театра в Санкт-Петербурге, достраиваемой филармонии в московском «Зарядье» и других знаменитых площадок).

Впрочем, такого крупного праздника, как сейчас, здесь еще не было: 10 масштабных акций за шесть дней. Среди гастролеров — не только большие имена уровня Дениса Мацуева или Юрия Башмета. Приехал быстро набирающий мастерство обаятельный французский пианист Люка Дебарг, открытый миру XV Международным конкурсом имени Чайковского. Он сыграл чудесный соль-мажорный концерт своего великого соотечественника Мориса Равеля. Оперную часть программы составили концертные исполнения «Тоски» с участием международной примадонны Марии Гулегиной и молодого осетинского дирижера Тимура Зангиева, «Зори здесь тихие» Кирилла Молчанова под управлением другого осетина, Заурбека Гугкаева. А за исполнение «Адрианы Лекуврер» (эта партитура всего три месяца назад вошла в репертуар Мариинского театра) отвечали прима Мариинки Татьяна Сержан, обладательница выразительного меццо Юлия Маточкина, известный тенор Ахмед Агади, харизматичный бас Алексей Марков...

А сам Гергиев посреди фестиваля отлучился на два дня, чтобы с другим своим коллективом, Мюнхенским филармоническим оркестром, сыграть Шуберта и Брукнера на родине этих двух великих австрийцев, но к «Адриане» вернулся.

Один концерт в этом славном ряду хотел бы отметить особенно. Это программа, где выступили восемь ребят-виртуозов: осетин Георгий Золоев, дагестанец Марат Рамазанов, ставрополец Сергей Давыдченко... Рвался, но не смог приехать из-за отсутствия визы талантливейший грузинский пианист Сандро Небиеридзе. Надо охватывать детскую аудиторию, убежден Гергиев, причем как музыкантов, так и слушателей. Именно они смогут восстановить культурные связи в полном масштабе.

Играет скрипачка Аминат Арсакаева из Чеченской Республики. Фото Александра Шапунова

С нынешнего года театр и филармония во Владикавказе стали филиалами Мариинского театра. Зачем это Гергиеву, у которого помимо нескольких сцен в Петербурге уже почти два года как есть дальневосточная сцена во Владивостоке? Да все затем же! Он ставит перед собой трудную и благородную задачу: привлечь в богатый человеческими ресурсами регион настоящую, большую культуру, привлечь сюда артистические и зрительские потоки, помочь туризму. А в конечном счете — поднять уровень жизни людей.

Симфонический оркестр театра, который Гергиев надеется увеличить до 90 человек (как он говорит, «до уровня Нижнего Новгорода и Екатеринбурга»), будет обслуживать и оперу, и филармонию. Так, уверяет Валерий Абисалович, практикуется во многих мировых музыкальных столицах. Например, знаменитый Венский филармонический оркестр — это прежде всего оркестр театральный. А из филармонических программ Владикавказа минимум треть, если не две трети, должны быть адресованы детям.

«Поделимся спектаклями, будем посылать их сюда месяца на четыре, — говорит дирижер. — В Мариинском театре примы и премьеры мирового уровня ждут очереди, чтобы исполнить свой коронный репертуар, теперь у них появятся новые возможности. Ну вы же знаете, как это произошло во Владивостоке. Там уже и своя труппа сильная подросла, балет выезжал на гастроли в Китай, в Петербург. Шаг за шагом и здесь так будет».

Но нужно ли все это суровым кавказцам? Ответом мог служить переполненный зал оперного театра. А видели бы вы, как принимали здесь земляка, виртуозного танцовщика Давида Залеева, ныне солиста Мариинского театра, с сумасшедшим задором (пригодился кавказский темперамент!) исполнившего одну из заглавных ролей в одноактном балете «Барышня и хулиган». Впрочем, переполнить здешний театр с его уютным, но не слишком просторным залом на 650 мест — не такое уж хитрое дело. Труппе Мариинки и в концертном-то варианте едва удалось разместиться на сцене — а как на ней показывать спектакли с декорациями и открытой оркестровой ямой? Тут расчет не только на эмоциональную поддержку. Недаром на открытие фестиваля по приглашению Гергиева приехали главы семи кавказских регионов. Кому, как не им, сделать для подъема на Кавказе музыкального дела конкретные шаги? Благое ведь дело!

А там, глядишь, настанут времена, когда Владикавказ не только по красоте, но и по качеству жизни станет завидным местом. Этаким «Вашингтоном на Тереке»...

Фестиваль - праздник, но безопасность для его устроителей - на первом месте. Фото автора