Война, стихи и карты Таро

Спектакль «Последнее лето» нагадывает будущее на сто лет вперед

Молодой и очень плодовитый режиссер Данил Чащин поставил на Малой сцене Театра Наций спектакль «Последнее лето» по киносценарию «Куоккала» нашей современницы Анны Козловой. Зрителям она известна по таким популярным сериалам, как «Краткий курс счастливой жизни» и «Садовое кольцо». На сей раз речь идет о событиях cтолетней давности, но некоторые фразы словно впрямую взяты из сегодняшней жизни.

Вот, например: «Как вы можете пить шампанское, когда на фронте тысячами гибнут люди?!». На сцене — застекленная веранда, кудрявый мальчик Ники, его очаровательная молодая мама баронесса Анна (Юлия Пересильд, в другом составе — Елена Николаева) в белом кружевном платье и ее гости. Декорации и костюмы — в духе чеховских пьес. Кажется, все дышит уютом, покоем, но ощущение обманчиво: Первая мировая уже забрала жениха Туси (Мила Ершова) — подруги Анны. А сама Анна позвала в дом знаменитого медиума Вуйчика, чтобы на спиритическом сеансе узнать, вернется ли с фронта муж...

Прологом к спектаклю звучит стихотворение Давида Самойлова «Выезд» со строками «Папа молод и мать молода», которое великолепно исполняет Вениамин Смехов. Поэзии в постановке немало, ведь по сюжету действие происходит в поселке Куоккала, где в начале ХХ века жили знаменитые литераторы и их поклонники. А одним из референсов спектакля режиссер называет фильм «Зеркало» Андрея Тарковского, где стихи читает отец постановщика — поэт Арсений Тарковский.

У Смехова — главная роль: Николай Владимирович, вспоминающий прошлое, присутствует во всех сценах рядом с играющим его персонажа в детстве юным актером, а иногда даже произносит за него слова. Они и одеты одинаково. Жизнь мальчика изменилась, когда заезжий медиум оставил ему свои карты Таро. Вдруг выяснилось, что Ники с их помощью способен видеть будущее, и оно, увы, мрачно. А ведь его мать надеется, что война вот-вот закончится и все будет как прежде. Впрочем, влюбленный в нее друг дома, доктор (Виталий Коваленко, в другом составе — Олег Савцов), к таким ожиданиям относится скептически: по его мнению, на этой войне порядочные люди либо погибают, либо сходят с ума.

Справедливость его слов женщине скоро предстоит проверить самой, так как на побывку после контузии приезжает ее муж Владимир (Михаил Тройник, в другом составе Дмитрий Чеботарев). Физически в нем почти ничего не изменилось, а вот психологически — очень многое, но Анна до поры об этом не догадывается. Барон привозит с собой колоритного денщика Прохора (Иван Добронравов). Тот пугает служанок, мечтающих о мире, словами: «Думаете, люди два года сидели в окопах, а потом им скажут «иди домой», и они пойдут? Нет, будут и дальше делать то, что умеют. Воевать, хотя бы и между собой». Ники по картам предсказывает денщику судьбу, достойную чекиста высшего звена: он будет убивать людей тысячами, в том числе священников (Прохор не верит в это), а потом его именем назовут улицу. Родителей же и их друзей, чье будущее мальчик увидел в грустном свете, он призывает бежать, просит отца не ехать обратно на войну. Но ребенку никто не верит, к тому же на решительные действия хозяева усадьбы и их приятели, подобно чеховским персонажам, явно не способны.

Спектакль стараниями художников Максима Обрезкова, Виктории Севрюковой и Александра Сиваева очень атмосферен. Одежда персонажей и декорации выдержаны в светлых тонах, и в них присутствует мотив бабочек, что рождает ассоциации с еще одним персонажем времени — писателем Набоковым, как известно, с детства увлекавшимся энтомологией. Есть ощущение, что и для Ники это последнее перед революцией лето остается радостным, счастливым, несмотря на мрачные предчувствия и непростые взаимоотношения матери и отца. К ребенку все добры, и даже грубый Прохор не выбрасывает карты Ники в огонь, как ему приказывают напуганные мистическими увлечениями сына родители, но возвращает их маленькому владельцу.

Лично у меня карт Таро нет, но рискну предсказать спектаклю зрительский успех. В сюжете удачно сплелись размышления о военных действиях, ныне вновь ставшие актуальными, разговоры о поэзии и близкая зрителю тема ностальгии по времени, когда родители были молодые. Есть здесь и любовная интрига, о которой умышленно не пишу: киносценарий «Куоккала» Анны Козловой раньше никем из режиссеров не использовался, его содержание публике незнакомо, и от этого смотреть спектакль особенно интересно. Тем более — благодаря такому удачному актерскому исполнению, в первую очередь — работе Вениамина Смехова.