Небо, Грета и самолет

Неужто российской гражданской авиации надеяться больше не на кого?

Декан факультета журналистики Уральского университета Иван Некрасов вдруг решил написать письмо знаменитой экоактивистке Грете Тунберг. Неожиданно, правда? Но жизнь заставила. Иван Некрасов считает, что девушка способна помочь смягчить антироссийские санкции в сфере гражданской авиации.

Декан обратился с видеопосланием к юной шведке спустя месяц после инцидента с посадкой в пшеничном поле под Новосибирском самолета «Уральских авиалиний». Отказ гидравлической системы лайнера он напрямую связывает с нежеланием производителей боингов и эрбасов поставлять запчасти и комплектующие для самолетов и заниматься их техническим обслуживанием. «А это приводит к тому, что они становятся более неуправляемыми и опасными», — резюмирует Некрасов.

Логика автора с трудом, но просматривается. А что? Грета — личность влиятельная, попадала в список 100 самых влиятельных людей мира по версии журнала Time, этим же изданием была признана человеком года. А еще выступала с трибуны ООН и два раза номинировалась на Нобелевскую премию мира. И действительно, на кого еще нам надеяться, если отказы оборудования зарубежной летающей техники то и дело вынуждают экипажи выбирать для ее спасения нестандартные решения при приземлении, а пассажиров — испытывать невероятное облегчение после очередного счастливого приземления. Не зря наш постоянный эксперт, бывший заместитель министра гражданской авиации СССР Олег Смирнов заметил, что предпосылки к летным происшествиям и авиационные инциденты в последнее время стали малоприятной особенностью для авиакомпаний...

Кстати, пока в расследовании причин аварийной посадки на пшеничном поле точка не поставлена, хотя она Росавиацией предварительно и квалифицирована как серьезный авиационный инцидент. А это означает, что дальнейшим разбором полетов это ведомство и будет заниматься. То есть расследовать само себя, ведь налицо ошибка пилотирования, не исключено, и вызванная соответствующими инструкциями подведомственной Росавиации уральской авиакомпании.

Но происшествия с самолетами западного производства вдруг свалившейся на нас напастью никак не назовешь. Профессионалы еще 30 лет назад предупреждали об опасностях отказа от эксплуатации отечественной авиационной техники. Однако сегодня три четверти гражданского воздушного флота составляют именно машины иностранного производства, а за весь прошлый, 2022 год отечественный авиапром произвел всего-то 12 самолетов — капля в Пятом океане.

«Мы оказались не просто не готовыми к санкциям, — считает заслуженный пилот РФ Юрий Сытник. — У нас до сих пор не налажен альтернативный выпуск своих запчастей к машинам зарубежья. А параллельный импорт через третьи страны проблем для всей отрасли, конечно, не решает».

Власти привычно не хотят слушать экспертов. Нас без конца кормят обещаниями возродить отечественную авиацию. Уж сколько лет мы слышим о скором выходе на воздушные трассы среднемагистрального лайнера МС-21. Но китайский C-919, разработку которого начинали в то же время, уже эксплуатирует компания China Eastern Airlines.

Мало того — за время разработки заявленная стоимость МС-21 выросла до 70 млн долларов, что просто вводит в ступор авиаперевозчиков. Ведь западные аналоги и даже наш Ту-204 как минимум на четверть дешевле. Как считает эксперт Юрий Захарченко, исполнительный директор РТК «Наука», специалисты в большинстве своем оптимизма Минпромторга не разделяют. Да и обещание в 2025 году выпустить 70 самолетов — просто несерьезное: стране нужны их даже не сотни, а тысячи.

«Я обращаюсь к тебе, Грета, — цитирую Ивана Некрасова, — как к влиятельной женщине с просьбой помочь ослабить санкции США и ЕС, которые создают опасность жизням россиян. Я уверен, что мы сможем договориться! Я считаю, что у тебя достаточно мужества признать, что все люди на планете одинаково заслуживают жизни. В том числе и россияне».

Вот только вряд ли экоактивистка, призывающая человечество отказаться летать на самолетах, в состоянии разобраться в ворохе проблем российского самолетостроения, которые мы давно должны были решить сами. Ведь это мы сознательно загнали себя в зависимость — сначала от Запада, а теперь от азиатских соседей. Только вдумайтесь: на днях официально объявлено, что на территории Ирана самолеты из РФ будут проходить техобслуживание и ремонт.

В России создали несколько ведомств, формально отвечающих за гражданскую авиацию. И как нарочно, все по пословице: у семи нянек дитя без глазу. По мнению наших экспертов, большой урон отрасли приносит существующая трехзвенная система управления ею. Минтранс определяет политику в целом, Росавиация отвечает за исполнение госуслуг, плюс есть еще Ространснадзор. А по рекомендации ИКАО, где мы состоим десятки лет, обеспечивать безопасность полетов должно единое ведомство гражданской авиации, отвечающее за все. Но в наших ведомственных регламентах это никак не прописано. Как спрашивал однажды бывший замминистра гражданской авиации СССР Виктор Горлов, «что это — глупость или величайшая хитрость? Все экспертное сообщество буквально кипит из-за этой проблемы. Если создавать министерство сейчас трудно, то никто не мешает создать отдельный федеральный орган исполнительной власти, который бы непосредственно подчинялся правительству. У Минтранса никогда не дойдут руки до безопасности в гражданской авиации. Есть такие производства — авиация, космонавтика, атомная энергетика, где профессиональное руководство требуется по определению».

По данным ИКАО, каждые три из четырех авиационных происшествий происходят по вине экипажа или наземных служб. Но остается еще четверть, связанная с отказом техники. И это действительно волнует всех нас, а не только уральского декана. Так что в кресле авиапассажира не забудьте обязательно пристегнуться. Какая ни на есть, а надежда на благополучное приземление остается. В крайнем случае — на кукурузном или пшеничном поле...

А в это время

Недавно приземлившийся на пшеничном поле под Новосибирском лайнер способен добраться до аэродрома своим ходом — причем не по земле, а по воздуху. К такому сенсационному выводу пришли специалисты «Уральских авиалиний» после исследования двигателей и фюзеляжа самолета, который приземлился на брюхо. Сейчас инженеры и летчики решают, как именно поднять самолет в воздух. «Рассматривается несколько вариантов взлета. Ожидаем доставку подъемников, чтобы провести гонку шасси, проверку узлов и дополнительные исследования конструкции воздушного судна», — рассказали в пресс-службе перевозчика. Предлагается также дождаться, пока поле промерзнет. Хотя многим понимающим людям такие идеи кажутся фантастикой, причем ненаучной.