08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ - ПОМОЧЬ СЕМЬЕ

Кириллов Александр
Опубликовано 01:01 06 Ноября 2001г.
Несколько лет назад моему знакомому - довольно известному писателю пришла первая "повестка" из райсобеса: "Вам предлагается явиться (число, время и адрес) за получением гуманитарной помощи на детей (имена)..."Дети в семье действительно были, причем даже трое - от второй жены. Но в помощи, во всяком случае материальной, малютки не нуждались: приемный отец регулярно получал солидные зарубежные гонорары. Не требовались в этой семье и аккуратно начисляемые детские пособия."Кому нужна эта "распределиловка"?" - возмущался писатель, сочиняя вместо очередного детективного романа очередной отказ от навязываемых казенных благ. Но "повестки" продолжали приходить. Видимо, данная "многодетная семья" была занесена в какой-то нерушимый чиновничий список.

Таким образом, "размываются" средства на эти цели, многим действительно нуждающимся детям даже скудная государственная помощь доходит с перебоями. Даже сегодня общая задолженность по детским пособиям в целом по Российской Федерации составляет около 19 миллиардов рублей. В 12 регионах страны объем задолженности держится на уровне от 5 до 12 месяцев, в 30 регионах долги превышают годовой и даже полуторагодовой объем средств, требуемых для этих целей. В 13 регионах задолженность превысила двухгодичный объем средств.
Но одновременно более чем в 30 регионах задолженность или отсутствует вовсе, или сумма ее незначительна, а в 50 регионах ее объем постоянно снижается. А еще в 1999 году без долгов по детским пособиям во всей стране было лишь четыре региона. То есть ситуация в принципе перестала быть неуправляемой. И это - результат изменения самой системы начислений и выплат "детских" денег.
- Когда финансирование этих выплат производилось из региональных бюджетов, в стране не было, пожалуй, более острой проблемы, - утверждает заместитель председателя Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы Зоя Воронцова. - В различных регионах женщины нередко устраивали пикетирование и даже захваты районных городских администраций, предпринимали массовые походы в краевые и областные центры, требуя погашения многомесячных долгов по детским пособиям. Требовалось прежде всего добиться полного выделения средств на эти цели. Поэтому еще в период формирования федерального бюджета на 2001 год мы поставили задачу покончить с этой стыдной проблемой и этим безобразием, заложить в бюджет строчку целевого финансирования. И своего добились: заложили 22,8 миллиарда рублей - специально на выплату детских пособий...
В комитете, однако, прекрасно понимали, что включение этой суммы отдельной строкой в отдельно взятый годовой бюджет проблему не решает. Где гарантия, что в следующем году удастся сделать то же самое? Поэтому следующим шагом было внесение в Думу и далее в Совет Федерации поправок в соответствующий закон, с тем чтобы целевое финансирование детских пособий стало не исключением, а нормой. 30 мая принятый парламентом законопроект подписал президент В. Путин.
- Теперь нам легче "воевать", - говорит З. Воронцова. - Уже на 2002 год на выплату детских пособий заложено 24 миллиарда рублей: небольшое, но все-таки увеличение. А если консолидируем усилия, можно будет "выколотить" у правительства из "заначки" еще несколько миллиардов на погашение прошлых долгов и на увеличение нынешнего размера детских пособий.
Но мало было заложить в бюджет нужную сумму - требовалось сделать так, чтобы деньги дошли до тех, кому предназначались. Поэтому все "детские" деньги теперь не отдаются регионам, а закладываются в специально созданный Фонд компенсаций. А уже из него субъекты Федерации ежемесячно получают ровно столько средств, сколько требуется на текущие выплаты ежемесячных пособий каждому ребенку, живущему в семье с доходом ниже прожиточного минимума (в целом по стране таких сегодня насчитывается 23,2 миллиона). И ни один губернатор или президент уже не может пожаловаться, что у него "нет денег на детей".
- Главный плюс новой системы - коренное изменение самой схемы прохождения денег, - поясняет первый заместитель министра труда и социального развития РФ Галина Карелова. - Теперь они через Фонд компенсаций идут даже не в региональные бюджеты, а непосредственно - через казначейства - в органы социальной защиты. Контроль идет тройной, поэтому деньги никуда не могут быть израсходованы, кроме как на эти цели. А ведь раньше были случаи, когда деньги, предназначенные (и запланированные) на выплаты детских пособий, шли, скажем, на закупку горючего или еще какие-то иные цели. Не говорю, что уходили "налево", речь не о криминале. Проверки показывали, что в подавляющем большинстве случаев деньги тоже шли на нужные и важные дела. Но ничего важнее, чем ребенок, в государстве быть не может.
А теперь система текущих выплат работает как часы.
Правда, такая система не решает проблемы погашения уже накопленной задолженности. Но все-таки можно жить без "текущих долгов" перед детьми.
- Мы еще только в начале пути, - добавляет заместитель председателя Комитета по труду и социальной политике Государственной Думы РФ Владимир Пашуто. - Ведь реальные затраты на ребенка пока многократно выше, чем размер выплачиваемого ежемесячного пособия. Потому ближайшая задача - изыскать возможности для увеличения их размера, для начала хотя бы двукратного. Но есть другая сложность - накопленные долги. И здесь основная вина лежит на региональных властях. Скажем, Свердловская область задолжала аж за 38 месяцев - это почти три года. Долги Читинской области - 37 месяцев. Иные "их" дети уже сами стали папами-мамами, а государство до сих пор им должно. Омская область накопила долгов за 30 месяцев, Калмыкия - за 20. Большие долги у Ульяновской области, некоторых других регионов.
Нужно учесть, что эти регионы задолжали самым-самым нуждающимся своим гражданам. Одна лишь выплата накопившихся долгов стала бы очень серьезным подспорьем каждой семье.
Есть еще одна проблема - уточнение "адреса", по которому уходят деньги.
- Сегодня действует весьма упрощенная форма определения, кому положено пособие, а кому - нет, - говорит еще один заместитель председателя Комитета по труду и социальной политике Государственной Думы РФ Валентина Савостьянова. - Человек приходит в органы социальной защиты, заполняет декларацию, истинность которой никто не проверяет, - и все: он уже в "денежных" списках. Конечно, при нынешнем весьма скромном размере детского пособия вряд ли найдется много желающих "подзаработать" на этом. Но если исходить из того, что вся система нуждается в корректировке?.. Выход я вижу в введении единого семейного пособия. То есть сначала надо разработать какие-то социальные стандарты и в соответствии с ними выплачивать пособия в зависимости от дохода каждой семьи. Кстати, при выплате таких сумм можно будет уже проверять достоверность данных о реальных заработках претендентов на государственные доплаты.
...А первый шаг уже сделали: регулярно выплачиваемые детские пособия стали реальностью в малообеспеченных семьях.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников