11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

БУДЬТЕ МУЖЧИНОЙ, ЦЕЗАРЬ!

Бирюков Сергей
Опубликовано 01:01 06 Ноября 2002г.
На вопрос журналистов, заданный художественному руководителю Камерного музыкального театра Борису Покровскому - откуда вдруг в нем проснулся интерес к Генделю и его опере "Юлий Цезарь", написанной аж 278 лет назад, - прославленный режиссер ответил парадоксально: Гендель мне чужд и безразличен, но всем нам часто приходится делать не то, чего душа просит, а то, что необходимо.

Необходим же Гендель, считает Покровский, Москве: стыдно такому городу не иметь в репертуаре ни одной оперы крупнейшего композитора XVIII века.
Конечно, Борис Александрович изрядно слукавил, публично "опустив" автора, в последние полгода занимающего его помыслы. Хотя, разумеется, Гендель не так близок ему, как, скажем, Мусоргский или Прокофьев. Но в том-то и изюминка задачи постановщика: заставить публику (а прежде всего самого себя) увлечься произведением, которое сводило с ума лондонских зрителей эпохи Георга I. Для этого пожертвовали рядом номеров, оставив только то, что впрямую относится к сюжетной линии двух главных героев - Цезаря и Клеопатры. Кроме того, не меняя ни одной ноты, режиссер с дирижером Львом Оссовским "добавили реализма" опере, просто передав партии тем исполнителям, которые им соответствуют, так сказать, по половой принадлежности. Ведь если буквально следовать указаниям Генделя, то Цезаря должен бы петь отнюдь не бас-баритон, а низкий женский голос, юношу Секста - не тенор, а вовсе кастрат: такое в XVIII веке было обычным делом.
На премьере, что состоялась на днях, зал был переполнен. Что до моих опасений - не будет ли скучно? - то они рассеялись довольно быстро. Сладко обволокла слух благородная музыка увертюры. Большинство поющих актеров радовало не только своей молодостью, но и неплохим проникновением в вокальный стиль барокко, для которого характерны легкость звучания и виртуозные колоратуры даже в низких мужских партиях - прежде всего в партии Цезаря, очень качественно исполненной Алексеем Мочаловым. Клеопатра же в исполнении Оксаны Лесничей просто очаровала: она и мило поет, и изящно танцует. Шаржированно колоритен в партии царя-интригана Птоломея Герман Юкавский - кстати, победитель одной из трудовских "Романсиад". Скорбный дуэт вдовы Корнелии (Людмила Колмакова) и ее сына Секста (Леонид Казачков) прозвучал так значительно, что стал своеобразной "тихой кульминацией" оперы. Ну а живописные костюмы и декорации, придуманные братьями Вольскими (наверное, на оформление пошла львиная часть тех 550 тысяч рублей, что выделило на спектакль Министерство культуры России), сделали зрелище достойным тех царственных персон, что в нем выведены.
Конечно, специалисты расслышат в исполнении (в частности, в игре оркестра, особенно струнных) много мелких технических погрешностей - но какой же свежий спектакль обходится без них...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников