ДИМА ХАСАНОВ В ШКОЛЕ И ДОМА

С Димой я впервые познакомилась пять лет назад. Хотя назвать это знакомством, пожалуй, неверно. Ему было-то чуть больше года. И он воспринимал чужую тетю исключительно с точки зрения обычного ребячьего любопытства. А этого черноглазому малышу уже и тогда было не занимать.

Способствовали особой пытливости его ума родители - Идель и Татьяна Хасановы. Они решили воспитывать Диму по методике раннего обучения, взяв за основу рекомендации московского педагога Павла Тюленева. Помню, как тогда поразилась, что в небольшой двухкомнатной квартире Хасановых буквально везде висели таблички: стол, стул, шкаф, дверь... Ребенок словно фотографировал эти слова и запоминал. Он еще не умел говорить, но точно показывал на тот или иной предмет.
Папа и мама читали сыну надписи вслух: на приеме в детской поликлинике разбирались с фамилиями врачей, в магазинах - с ценниками, и даже когда просто гуляли во дворе, рисовали прутиком слова на снегу или на песке. В два года Дима уже читал сам знакомые короткие слова в две-три буквы. Причем не по слогам, как все мы привыкли, а сразу целиком.
- Вы и старших своих детей воспитывали подобным образом? - спрашиваю Иделя Хасанова.
- К сожалению, нет. Старшие росли обычно. Только в школе начали учиться чтению, письму и математике. А вот Диме мы решили дать другие стартовые возможности.
Когда Диме исполнилось два с половиной года, в доме появился компьютер. Папа позволил сыну самостоятельное его освоение, лишь ограничил время общения с умной машиной да покупал диски с детскими познавательными играми. Малыш, которого из-за стола едва было видно, запросто щелкал мышкой, открывал и закрывал "окна", пытаясь во всем разобраться.
Несколько раз Иделю Хасанову приходилось отдавать компьютер на переустановку. Дима действовал и методом "тыка", особенно в тех программах, где все запросы выводились на английском языке, приводя компьютер в замешательство, а затем и в нерабочее состояние. Но папа относился к этому спокойно.
Сегодня шестилетний мальчик разбирается практически в любой компьютерной программе. Иногда даже отцу и старшей сестре приходится за помощью обращаться к Диме - он сообразит. Даже на английские вопросы реагирует адекватно, в общем, понимает, о чем его спрашивают. Родители же решили ликвидировать и этот пробел в знаниях ребенка. Дима с преподавателем дома занимается языком. Теперь квартира увешана табличками уже на английском.
- Что еще у нас изменилось? - переспрашивает Татьяна. - Дима пошел в первый класс.
- И как он там себя чувствует? Ведь мальчик бегло читает, хорошо считает...
- А что было делать? Его одноклассники проходят азбуку и учатся читать по слогам. А Дима прибегает из школы и сразу хватается за книгу. Мозг требует пищи.
Татьяна Хасанова пыталась поговорить о Диме в школе, выяснить, по какой методике там занимаются. Но маму с подобными разговорами встретили настороженно. Ребят учат читать, писать, считать. Что, мол, еще требуется?
О том, что Дима Хасанов знает намного больше, чем его одноклассники, мало кто догадывается. Мальчик не приучен хвастаться, с незнакомыми вообще малоразговорчив. Когда учительница вызвала его к доске и попросила прочитать предложения из букваря, чтобы продемонстрировать другим ребятам, как можно и нужно быстро это делать, Дима стал буквы складывать в слоги. "Но ведь твоя мама говорила, что ты бегло читаешь?" - удивилась учительница. И только тогда мальчик показал, на что способен. Вначале он решил, что от него требуется то же самое, что и от других ребят.
- Нас беспокоит, что ребенок пока мало нового узнает в школе, - говорит Татьяна. - Все ему дается легко. Он не привыкает трудиться. А как можно приобретать знания без труда? Думаем проучиться в первом классе до конца нынешнего года, чтоб хорошо освоить письмо. Дима до школы писал печатными буквами. А потом попытаемся пройти тестирование во второй класс.
Мы пили на кухне чай. Идель угощал собственным медом, он серьезно занимается пчеловодством. А Дима играл с другом. Мальчишки шумели, лазали по шведской стенке, которая расположена прямо в комнате. Везде рисунки Димы. А на дверцах старенького платяного шкафа что-то вроде доски. Дима очень любит играть в школу. Усаживает за парту любимые игрушки и пишет на доске мелом задания.
- Он обычный ребенок, - говорит папа. - Таких достаточно. Сейчас многие родители в Петрозаводске занимаются ранним обучением детей. Мы собираемся вместе, делимся опытом, книгами, играми, какими-то разработками.
Хасановы даже организовали центр содействия раннему развитию детей, выиграли грант "Развиваем детей, развиваем Россию". Сейчас у центра наконец-то появились две комнаты, где и будут работать энтузиасты.
Хасановы уверены, что начальное образование ребенок должен получать еще в детском саду, в виде игры. Среднюю школу ребята в состоянии окончить в 13 - 14 лет и поступать в вуз, получать профессию. В России есть подобные примеры. Сестры Князевы, сын педагога Николая Русанова, который в двадцать лет уже окончил медицинский факультет и стал терапевтом и о котором, кстати, писала наша газета.
- Хорошо, а в какой школе тогда учиться подобным ребятам? - спрашиваю Хасановых.
- Мы считаем, что должен быть специализированный разновозрастный класс, - говорит Татьяна. - Не для гениев, а для обычных детей, но развивающихся быстрее сверстников.
- Но ведь нет пока в городе ни одного подобного класса...
- Вот это и тревожит. Ребенку будет просто не интересно учиться в обычном классе, по программе, с которой он знаком. А если не будет интереса, не будет и желания узнавать больше. А нам бы не хотелось топтаться на месте.
- Но не лишают ли родители таких ребят детства, запрограммировав их на достижение повышенных результатов?
- Не лишают. Ребенок остается ребенком, со своими играми, шалостями, друзьями. А параллельно еще и учится. До семи лет ему все дается легко. После семи только через труд. Правильно говорят педагоги: нет глупых детей, есть ленивые родители.