ВОЗНЕСЕНИЕ ИЗ "МОРСКИХ ГЛУБИН"

Когда к респектабельному парижскому Банку Ротшильда подкатил на мотороллере грузноватый парень в черных футболке, джинсах и с недельной щетиной на щеках, охрана приняла его за посыльного и не хотела пускать в здание с парадного входа. Только минут десять спустя, когда стражи узнали, что перед ними известный французский режиссер Люк Бессон, рассыпались в извинениях и препроводили в зал, где банковская "верхушка" ждала с нетерпением "курьера".

На том рандеву у Ротшильдов обсуждалось размещение на Парижской бирже акций компании "Эуропа корп", созданной Бессоном лет десять назад. Благодаря этому шагу режиссер намеревается мобилизовать на финансовых рынках достаточные средства для того, чтобы совместно с солидными партнерами запускать в производство глобальные проекты наподобие нашумевшего "Пятого элемента". "Моя цель, - сознался Бессон, - каждые два года выпускать фильмы с бюджетом по 100 миллионов евро".
Могли ли предположить родители Люка, инструкторы по подводному плаванию, работавшие в Греции и Югославии, что их сынишка, который в малолетстве большую часть времени проводил в море и лучшим своим другом считал осьминога, спустя годы станет "знаковым" режиссером и с его именем будут связывать надежды на возрождение европейского кинематографа? Эпопея Люка действительно берет свое начало в морской пучине, кстати, именно так, "Grand Blue", "Морские глубины", будет называться фильм, который принесет ему "Золотую пальмовую ветвь" Каннского фестиваля, а заодно и всемирную славу. Люк буквально бредил морем, непревзойденным героем считал Жака Майоля, который в 1975 году без акваланга достиг глубины в 92 метра. Легендарный ныряльщик, кстати, и подвигнул Люка на создание "Морских глубин". Он и посвящен Майолю.
В юности Бессон хотел стать специалистом по дельфинам, но в 17-летнем возрасте с ним произошло несчастье. Во время одного заплыва он не рассчитал силы, и, когда в аварийном порядке поднялся на поверхность, врачи вынесли приговор: о подводном царстве следует забыть навсегда. И Люк решил заняться кино, которое всегда любил и смотрел по нескольку фильмов в день. Стал баловаться любительской камерой, а когда очутился на год в армии, исчеркал сотни листов, сочиняя сценарии. Один из них о встрече ныряльщика с сиреной он реализовал в формате короткометражки, но первый блин оказался комом. После "дембеля" Люк принимает крутое решение: отправляется в Голливуд с тем, чтобы пройти там свои "университеты". Не без труда удается устроиться на одну из студий, где он снимает, нет, не фильмы, а... фотокопии с различных административных бумаг, без которых не обходится ни одна съемка. Когда спустя несколько месяцев он возвращается домой, то заокеанскому опыту он находит применение, став вторым помощником режиссера. В этом качестве сотрудничает с Морисом Пиала на съемках его ленты "Лулу", с Патриком Гранперре, работая над "Коротким замыканием". Знакомится с крепким режиссером Режи Варнье, а через него с Жаном Рено, которому суждено стать его культовым актером.
В 20 лет Люк Бессон взялся за свой первый полнометражный фильм - "Последний бой". Не найдя финансовой поддержки у банков, обратился за помощью к друзьям. Двое из них - владелец обувного магазина и туристического агентства отдали Люку часть своих доходов, третий поделился страховкой, полученной после несчастного случая, а четвертый - частью наследства, оставленного внезапно скончавшейся бабушкой. И были вознаграждены за щедрость! Фильм получил два приза на фестивале приключенческого и фантастического кино во французском городке Авориазе. Два года спустя выходит вторая бессоновская лента - "Подземка", деньги на которую дала уже крупная французская кинокомпания "Гомон". Со следующим фильмом "Морские глубины", признанным лучшим фильмом в Канне в 1988 году, Люку пришлось изрядно нервы потрепать. Дело в том, что деньги на него давали американцы, и по сложившейся там традиции они считали себя вправе кромсать ленту, исходя не из режиссерских, а из своих коммерческих соображений. Фильм, признанный позже шедевром кинематографа, был урезан на целый час, а его реалистичную концовку переделали в стандартный американский "хеппи-энд". Понятно, что молодой француз в следующих проектах учел полученный горький урок.
Так родилась новая "звезда" кинорежиссуры, чему подтверждением стали другие бессоновские картины - "Никита", "Леон", супербоевик "Пятый элемент", "Жанна д'Арк". В последних двух снималась актриса Мила Йовович, на которой Люк был женат вплоть до развода в 1999 году. Причем его причины он всячески обходит молчанием, как, собственно, и другие детали личной жизни, хотя известно, что до Милы несколько лет Бессон был связан (и не только профессионально) с Анной Парийо, исполнительницей главной роли в "Никите". На тех же, кто пытается выведать интимные подробности его бытия, а тем более обнародовать их в "желтой" прессе, Люк Бессон насылает орды адвокатов, натасканных на процессах против папарацци.
Как относятся к Бессону на родине? Неоднозначно. Одни восхищаются, считая его единственным французским, если вообще не европейским, режиссером, которого на равных принимают "первые номера" Голливуда, такие, как Стивен Спилберг или Ридли Скотт. Другие страшно завидуют "самоучке Бессону" и при любой возможности злословят по его поводу. Как бы там ни было, те и другие остро реагируют на невероятные успехи Люка Бессона - и режиссера, и бизнесмена.
Да-да, бизнесмена, ибо этот тюфяковатый на вид небрежно одетый человек с вечно взъерошенными волосами несколько лет назад проявил потрясающую деловую хватку. Произошло это в связи с конфликтом, вспыхнувшим между режиссером и мощным французским киномагнатом, владельцем "Гомона" Никола Сейду. Тот отказался финансировать "премьеру" Бессона в качестве продюсера - ленту "Такси". Люку ничего не оставалось, как хлопнуть дверью "Гомона", с которым плодотворно сотрудничал до этого, и засучить рукава. Временно отойдя от самостоятельной режиссуры, он превратился в организатора кинопроизводства, а это отбор сценариев, "сколачивание" съемочных коллективов, подбор актеров, поиски финансирования и сотни других хлопотных дел.
Спрашивается, зачем все это ему, известному и уже весьма состоятельному человеку, который, кстати говоря, платит налоги по высшему во Франции разряду - 65 процентов от личных доходов? Судя по всему, дело тут в мечте. Той самой, которая поворачивает реки вспять и отправляет людей в космос. Люку Бессону очень хочется, чтобы на Старом континенте возникла мощная киноиндустрия, способная достойно соперничать с американскими киногигантами, которые почти безраздельно властвуют на мировых экранах, заполняя их профессионально сработанной, но чаще всего туповатой продукцией.
Бессон-продюсер делает лишь первые шаги, но они хорошо просчитаны и точно выверены. Первая работа бессоновской компании "Эуропа корп" - остросюжетная лента "Такси" - попала в "десятку". Ее приобрели десятки стран мира, а посмотрели миллионы зрителей. Затем последовало продолжение - "Такси-2", и снова успех. Сейчас в работе у Бессона находится около двух десятков фильмов, и, несомненно, многие из них ждет большая и счастливая жизнь.
К примеру, римейк классического фильма "Фанфан-Тюльпан", который сейчас заканчивает снимать режиссер Жерар Кравчик с Пенелопой Круз и Винсеном Перезом. Или только что вышедшая историческая лента "Бланш" режиссера Берни Бонвуазена с такими звездами первой величины, как Жерар Депардье, Кароль Буке и Жан Рошфор. Я уже не говорю о третьей ленте из "таксомоторной" эпопеи, в которой, как стало известно совсем недавно, играет и гость из-за океана Сильвестр Сталлоне.
Создается впечатление, что Люк Бессон - эдакий баловень судьбы, к которому благосклонны боги кинематографического Олимпа. Талантлив и удачлив? Несомненно. Но и трудоголик. Вот его распорядок дня. Подъем в пять - полшестого утра, с шести до девяти - сценарии и прочая письменная работа, затем связывается с японским филиалом "Эуропа корп", где трудится два десятка человек. Затем, вплоть до часа ночи, деловые встречи, съемочные площадки в Париже и за его пределами. И так каждый день.
Люку многое дано, но и спрос с него большой. Последние месяцы ему приходится много времени уделять разборкам с... правосудием. Нет, никаких противоправных действий он не совершал. Тем не менее оказался под следствием. Дело в том, что во время съемок "Такси-2" в ходе каскадерского трюка погиб оператор и двое членов киногруппы получили ранения. Бессона обвинили в "непреднамеренном убийстве и нанесении увечий", как ответственного за съемки, который не обеспечил необходимые меры безопасности. Хотя в момент трагедии Люк находился в Лос-Анджелесе за 12 тысяч километров от Парижа, где снимался трюк.
Пока не ясно, чем завершится разбирательство, но аргументы, свидетельствующие в пользу Люка, весьма серьезны. За трюк отвечала, как и записано в контракте, каскадерская фирма. Это ее эксперты допустили ошибки в расчетах, что привело к смерти человека. Тем не менее в некоторых французских СМИ, предположительно с подачи недругов Бессона, была развернута довольно шумная кампания.
В одном из редких интервью задетый за живое режиссер заявил, что давно мог бы перебраться за океан, куда его сманивают многомиллионными контрактами, но не делает этого только потому, что не может спокойно смотреть, как "умирает французское кино и его европейские братья".
Как видите, ершистый француз обладает и бойцовскими качествами, которые, надо полагать, ему еще пригодятся: Люку ведь всего 43 года...