КАЛАШНИКОВ ПРОТИВ РОССИИ

Европейский суд по правам человека в Страсбурге впервые принял к рассмотрению иск гражданина Российской Федерации против своего государства.

Суть дела такова. Отечественный банкир, обвинявшийся в создании финансовой пирамиды, провел в камере СИЗО целых пять лет, прежде чем 3 августа 1999 года ему был вынесен обвинительный приговор. А началась эта история в феврале 1995 года, когда тогда еще 40-летний бизнесмен Валерий Калашников, занимавший пост президента одного из коммерческих банков, был обвинен в городском суде Магадана по статье "мошенничество".
Впоследствии Калашникова амнистировали, и вскоре он подал прошение рассмотреть его жалобу в соответствии с Европейской конвенцией по правам человека. 18 сентября этого года в страсбургском суде прошло первое заседание - "Калашников против России".
Валерий Калашников убежден, что были нарушены его гражданские права по статье 4 пункт 3 конвенции - право предстать перед судом в допустимо кратчайший срок; по статье 3, запрещающей бесчеловечное и унижающее его честь и достоинство обращение; по статье 8, предполагающей уважение к частной жизни обвиняемого и как следствие право общаться с семьей. По утверждению самого истца, тюремная камера, где он содержался как подследственный, не соответствовала никаким санитарным нормам. Боле того, заключенным из-за нехватки места приходилось спать по очереди, находясь в одном помещении с больными сифилисом и туберкулезом.
За причиненный ущерб Калашников требует от Российской Федерации два миллиона долларов. Однако, как уже рассказывал читателям "Труд-7" Анатолий Ковлер, российский судья в Страсбурге, здесь "никогда не присуждают головокружительных компенсаций".
В настоящий момент, как сообщили наши источники в Совете Европы, "дело принято к рассмотрению по трем статьям Европейской конвенции по правам человека, а именно, по 3, 4 и 5-й статьям". Соответствующее уведомление послано заявителю и представителю правительства Российской Федерации. Таким образом, пройдена "промежуточная стадия, прописанная в процедуре регламента суда". Вполне возможно, что будут затребованы дополнительные сведения. Однако правосудие в Страсбурге свершается неспешно: самое раннее суд вернется к слушанию дела только через два месяца. Исход, как сказал нам опытный эксперт, также ничем не предопределен.