ГАЗПРОМ СОГРЕЕТ ЕВРОПЕЙСКИЙ ДОМ

Как уже сообщал "Труд", председатель правления Газпрома Алексей Миллер представил российским и иностранным журналистам новый крупный проект - Северо-Европейский газопровод.

Событие неординарное. После успешного завершения строительства газовой магистрали Россия - Турция ("Голубой поток") крупнейшая в мире газовая компания дает старт еще одному супергазопроводу, нацеленному на Западную Европу. Если "Голубой поток" несет российский природный газ в Турцию через акваторию Черного моря, минуя третьи, транзитные страны, то "северный коридор" сделает то же самое через Балтику, а затем и через Северное море.
По прогнозам аналитиков, газовый европейский рынок к 2010 году потребует роста потребления "голубого топлива" сверх нынешних долгосрочных контрактов в объеме примерно 100 млрд. кубометров. Действующие сейчас экспортные газопроводы из России в Европу вряд ли смогут в полной мере удовлетворить растущий спрос.
Как пояснил глава Газпрома, новый морской маршрут доставки российского газа в Европу позволит диверсифицировать экспортные потоки, напрямую связать газотранспортные сети России и стран Балтийского региона с общеевропейской газовой сетью.
Вместе с тем Алексей Миллер подчеркнул, что новый газопровод не является альтернативой уже существующим (в том числе, очевидно, и континентальной магистрали Ямал - Европа).
Проект Северо-Европейского газопровода (СЕГ) тщательно готовился исподволь - с 1997 года. К работе были привлечены ведущие мировые инжиниринговые фирмы и российские институты. Выполнен полный комплекс морских изысканий в Балтийском море.
- В результате, - сказал председатель правления Газпрома, - можно с уверенностью утверждать: проект технически возможен и экономически эффективен.
Сейчас Россия поставляет в дальнее зарубежье около 130 млрд. кубометров газа в год. Через "северный коридор", по словам А. Миллера, на начальном этапе планируется ежегодно экспортировать 19,7 млрд. кубометров, а потом эта цифра возрастет до 30 млрд.
Точкой отсчета морского участка нового газопровода (смотрите карту-схему) станет береговая компрессорная станция в бухте Портовая неподалеку от города Выборг Ленинградской области. Протяженность "морской трубы" от Выборга до немецкого Грейфсвальда составит 1189 километров. А общая длина газопровода - 3000 километров.
Для соединения СЕГ с Единой системой газоснабжения России намечено проложить новый газопровод Грязовец - Выборг. Сырьевой базой "северного коридора" на первом этапе будут месторождения Надым - Пур -Тазовского региона, а в дальнейшем - полуострова Ямал, Обско-Тазовской губы и Штокмановского месторождения в Баренцевом море.
Начало поставок газа по Северо-Европейскому газопроводу планируется в 2007 году, а выход на проектную мощность в 2009-м.
Журналистов, естественно, интересовала стоимость суперпроекта. Глава Газпрома назвал следующие цифры. Стоимость сухопутного участка по российской территории - 1,8 млрд. долларов, морского участка по Балтике - 2,4 млрд., по территории Германии и Нидерландов - 1,5 млрд. и морского участка до Великобритании - 500 млн. долларов.
На вопрос, какие фирмы станут деловыми партнерами Газпрома в предстоящем строительстве и эксплуатации "трубы", последовал такой ответ А.Миллера: "Газпром - мировой лидер в газовой отрасли, и мы подходим к вопросу реализации наших проектов именно с этой точки зрения. Найти достойных партнеров среди иностранных компаний не так-то просто, и, выбирая, мы будем думать прежде всего не о финансовых аспектах, а о перспективах сотрудничества на рынках Европы".
Решением Европейской комиссии проекту СЕГ был присвоен статус "TEN" (Трансъевропейские сети). Учитывая значительный международный резонанс и поддержку Европейского Союза, к проекту проявили интерес крупнейшие международные энергетические компании, такие, как Рургаз, Винтерсхалл, Газюни, Шелл, ТотальФинаЭльф и другие.
Глава Газпрома пояснил журналистам, что конечной точкой СЕГ является Великобритания: там весьма перспективный для России газовый рынок. Ведутся переговоры также со Швецией и Данией. Правительство Нидерландов уже заявило о поддержке проекта СЕГ.
Что касается взаимоотношений с газодобывающими европейскими странами, в частности с Норвегией, то, по словам А. Миллера, Газпром обсуждает возможность проведения так называемых разменных операций по поставкам газа (то есть по трубе Газпрома можно будет прокачивать норвежский газ, а по норвежской - российский для оптимизации транспортных направлений). "Газ в трубе флага не имеет", - резюмировал глава Газпрома. Цель названных действий - выигрыш в цене, ибо у Газпрома появится реальная возможность довести газ до конечного потребителя за рубежом.