ЗАВОД В ТУНДРЕ

"Наш самолет совершил посадку в аэропорту города Новый Уренгой, - объявила стюардесса. - Температура воздуха минус 39 градусов". Даже те пассажиры, для которых Крайний Север - дом родной, слегка поежились.- Это еще ничего, - "подбодрили" нас встречающие. - Там, куда сейчас полетим, холоднее.

Час тряски в вертолете - и мы на 104-м километре от месторождения "Заполярное". На улице - минус 46, поэтому торжества по случаю ввода в эксплуатацию Пуртазовской компрессорной станции (ПКС) решено проводить в жарко натопленном административном здании. Здесь девушки в кокошниках, красная лента, цветные шары, музыка, речи... Только ощущение особенное: исключительное все-таки событие, а не просто презентация очередного объекта. Как отметил заместитель начальника департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа ОАО "Газпром" Александр Шайхутдинов, с вводом ПКС завершается полный цикл обустройства "Заполярки". Теперь можно сказать, что месторождение не просто "родилось", оно начало жить, наращивать мощность. Значение его трудно переоценить: благодаря ему Газпром способен обеспечить на ряд лет вперед энергетическую безопасность России и Европы. "Заполярное" считается "промежуточным этапом" в стратегической программе Газпрома. Но именно оно даст необходимый уровень газодобычи еще до начала масштабного освоения подземных кладовых полуострова Ямал.
"Труд" уже рассказывал о том, что "Заполярное" - последнее на планете гигантское материковое месторождение так называемого "дешевого класса". Оно находится всего в 200 километрах от газотранспортной инфраструктуры, хотя в условиях вечной мерзлоты это огромное расстояние, и богато запасами сеноманского, самого "легкого" газа.
Первая нитка газопровода, соединяющая "Заполярку" с Единой системой газоснабжения, уже построена. Однако для поддержания давления газа в магистрали была необходима компрессорная станция. Ее начали строить в 1999 году. Но, как пояснил генеральный директор "Ямалгазинвеста" Леонид Чугунов, из-за финансовых трудностей какое-то время пришлось топтаться на месте, а потом трудиться в бешеном ритме. "Оборудование шло, что называется, "с колес", - вспоминал Л. Чугунов. - Параллельно с компрессорным цехом возводились вертолетные площадки, электростанция, вахтовый поселок... Мы справились. Спасибо за это всем".
В строительстве первой очереди Пуртазовской КС, а это, по сути, завод в тундре, принимали участие 39 организаций. Предстоит построить еще два компрессорных цеха. Производительность каждого из них - 35 миллиардов кубометров газа в год. В 2004 году "Заполярка" должна выйти на расчетный уровень годовой мощности - 100 миллиардов кубометров.
...Три часа дня, а на дворе полярная ночь. Ледяной воздух "режет" горло, но в помещение возвращаться не хочется: сверкающая огнями и свежей краской КС радует стройностью линий - как не согласиться со строителями и эксплуатационниками, которые воспринимают ее как нечто живое и иначе как красавицей не называют?
Передавая символический ключ от новой компрессорной станции эксплуатационникам, вице-президент ЗАО "Стройтрансгаз" (организации, проводившей основные строительные работы) Александр Капник сказал:
- В каждой семье наступает время, когда родители приводят свою дочь-невесту к алтарю. Вот и у нас, строителей, сегодня такой день. Мы передаем свое детище новому хозяину. Этой станции сегодня нет равных не только в Ямало-Ненецком округе, но и во всей России...
По словам главного инженера "Сургутгазпрома" (компании, которая будет заниматься эксплуатацией станции) Игоря Иванова, здесь - самая совершенная система автоматизации, самые высокие экологические показатели и уникальные газоперекачивающие агрегаты. Коэффициент их полезного действия превосходит все аналоги. Разработку и внедрение ГПА-16 "Урал" проводило Пермское НПО "Искра". В беседе с корреспондентом "Труда" генеральный конструктор и директор "Искры", член-корреспондент Российской академии наук Михаил Соколовский рассказал, что космические технологии успешно применяются в газовой промышленности.
Оборудование, предлагаемое отечественными производителями Газпрому, отвечает мировым стандартам, а стоит примерно вдвое дешевле. Поэтому Пуртазовская КС на 90 процентов оснащена отечественной техникой. Даже система высшей автоматизации, поставленная немецкой фирмой "Сименс", создана в соответствии с отечественными научными разработками.