ВЕКТОР ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Cобытия, происшедшие практически одновременно в трех бывших советских республиках - Грузии, Литве и Молдавии, случайным совпадением не назовешь. Тем более что во всех случаях присутствует геополитический фактор, связанный с попытками ограничения российского влияния в ключевых точках СНГ и Балтии. Очевидно, что на Западе этого добиваются многие, но не менее очевидно и то, что там не вполне адекватно оценивают внутриполитическую ситуацию в России, вектор которой в отличие от конца 1980-х годов указывает не на кризис, а на упрочение государственности.

Обратим внимание: чем настойчивее попытки выдать желаемое за действительное, представив события в СНГ как победу Запада, тем отчетливее проявляется истинная цель организаторов этой кампании - любой ценой ущемить Россию, не допустив дальнейшего укрепления ее международных позиций.
Конечно, угрозу, которую представляют эти настроения, нельзя недооценивать. Однако в Грузии действия сторонников Запада, форсирующих проведение выборов, уже обострили внутриполитический кризис, спровоцировав отказ Аджарии от участия в них. Другой пример: к провалу трехсторонних договоренностей России с Молдавией и Приднестровьем напрямую причастен глава внешнеполитического ведомства Нидерландов Схеффер - видный персонаж евроатлантической политики, готовящийся занять пост генерального секретаря НАТО. Еще факт: нашумевшая инициатива несостоявшегося вице-президента США Либермана по исключению России из "большой восьмерки" явно "привязана" к нынешнему обострению ситуации на просторах СНГ.
Однако антироссийские настроения в элитах западных стран не стоит и переоценивать. Во-первых, Запад не един. О противоречиях внутри атлантического сообщества - между США и Европой, а также между различными центрами влияния на самом европейском континенте (Великобританией, Испанией и Италией, с одной стороны, Францией и Германией - с другой) сказано и написано немало.
Менее известны широкой публике, но не менее существенны разногласия между республиканцами и демократами в самой Америке. А ведь эти партии, по сути, отстаивают две различные модели мироустройства. Республиканцы - сторонники "мира по-американски", а их оппоненты из демократической партии - главные поборники глобализации, суть которой - в переделе сфер влияния, в том числе в самих США, в интересах транснациональных корпораций.
Борьба идет и внутри самой правящей республиканской партии. Ее результатом, в частности, является решение Буша в случае победы на предстоящих выборах отказаться от услуг нынешнего госсекретаря Пауэлла.
Кроме того, существует фактор Ирака. Проблемы, заполученные американцами в виде последствий своей авантюры, объективно ограничивают их геополитический потенциал, причем в условиях, когда Европа, несмотря на все усилия ее лидеров, остается, по известному выражению Рейгана, "политическим карликом".
Не использовать эти противоречия в собственных интересах Россия не может. Не имеет права! Особенно в условиях, когда в самих западных столицах, включая Вашингтон, "российская карта" то и дело разыгрывается расколотыми элитами против внутренних оппонентов.
Во-вторых (и это главное), Запад мало чем может помочь своим потенциальным сателлитам в СНГ. Особенно в противовес влиянию Москвы. Данное обстоятельство на днях с обезоруживающей откровенностью раскрыл лидер грузинских "революционеров" Саакашвили, признавший, что тарифная политика российских естественных монополий - гораздо более эффективный рычаг воздействия на внешнюю политику его страны, нежели деньги, которые способен выделить Запад (и которые, добавим, неизбежно вновь будут разворованы).
То же с Молдавией и Литвой. Очевидно, что никакой принципиальной альтернативы предложениям Кремля по урегулированию приднестровского конфликта Запад не придумает. Да и Паксас, несмотря на готовящийся против него импичмент, скорее всего, продолжит исполнение президентских обязанностей. Сделав при этом правильные выводы.
Подведем итог. Главные проблемы России на протяжении 90-х годов - раскол общества, дефицит политической воли власти и отсутствие конструктивной оппозиции. Их постепенное преодоление уже сегодня приводит к позитивным сдвигам. Чем очевиднее эти сдвиги, тем выше авторитет страны, причем независимо от конъюнктурных интересов наших геополитических конкурентов.
Однако для решительного прорыва в такой деликатной сфере, как отношения с партнерами по СНГ, требуется большее. А именно: завершение общественной консолидации вокруг действующей власти; преодоление корпоративизма и групповщины, при которых крупнейшие государственные компании становятся вотчиной сил, отстаивающих собственную модель российской политики.
Только в этом случае возвращение Россией ведущих позиций на постсоветском пространстве станет по-настоящему необратимым.