ИГОРЬ ЛИФАНОВ: ВЫ УЖ МЕНЯ НЕ "ПРИЧЕСЫВАЙТЕ"

С героем "Спецназа", "Ледникового периода", "Убойной силы" мы встретились, когда он буквально на пару деньков приехал домой, закончив съемки в Крыму. Загорелое лицо и белозубая улыбка контрастировали с серой питерской погодой. В нынешнем году у Лифанова была еще экспедиция в Сибирь, где сейчас снимается фильм "Егерь", в котором у него главная роль.

- Когда вы почувствовали себя известным?
- Это произошло на вокзале. То ли я уезжал куда-то, то ли встречал кого-то, но меня тогда впервые узнали как актера. Я понимаю, что это эффект телевидения, поскольку можно сыграть главную роль в серьезном фильме и при этом остаться незамеченным в толпе, а можно сыграть Вентилятора в первой серии "Убойной силы" и тебя запомнят. Даже сейчас порой слышу за спиной: "О! Вентилятор пошел!" В "Бандитском Петербурге" тоже сыграл в первых трех сериях какого-то дурака - так меня до сих пор им достают.
-А какой жанр вам ближе: комедия, трагедия, фарс?
- Комедия. Но пока с этим жанром мне не очень-то везет. Большинство кинорежиссеров использует мой брутальный типаж и с этим трудно бороться.
- С какими режиссерами вам нравится работать?
- Вообще-то мои любимые режиссеры те, кто отводит меня в уголок и рассказывает всю сцену от начала и до конца. А кто на площадке командует "направо" и "налево", - мне не по душе.
- Вам приятно, что "Спецназ" получил "Золотого орла"?
- Мне смешны все эти "Тэффи", "Ники", "Орлы". Я думаю, все там нечестно. Не в смысле, что премии покупаются или продаются, а нечестно, потому что невозможно выбрать лучшего. Я знаю много хороших артистов, которые не снимаются в кино и не получают призов, но при этом не перестают быть профессионалами. Поэтому если, скажем, Лифанову дали приз, то это не значит, что он лучше их. Всегда надо знать свое место и не обольщаться.
- В оценке вашего творчества вы кому-нибудь доверяете? Например журналистам, которые сейчас так много пишут о вас.
- В основном я доверяю себе, зная все свои плюсы и минусы. Иногда прислушиваюсь к замечаниям жены-режиссера, но и она часто не видит того, что, казалось бы, лежит на поверхности. Журналисты в основном фиксируют только события, им надо обязательно подавать что-то вкусненькое, чтобы они сделали из этого очередной скандал. Не подумайте, что я конфликтный человек и меня все раздражает. Просто устаешь от вранья.
- Неужели вы никому не завидуете?
- Конечно, завидую. Тому же Сергею Маковецкому, Евгению Миронову, неподражаемо сыгравшему главный монолог своего героя в фильме "Мусульманин". Я бы так никогда не смог. Но это та профессиональная зависть, которая подстегивает в работе.
- Съемки в "Спецназе" заставили вас сильно попотеть? Страшно было?
- Было, к примеру, когда меня чуть не задавил БТР или когда я из гранатомета стрелял, и мне побило руки. Хорошо, что не сильно, а то бы калекой остался на всю жизнь.
- Ваш армейский опыт как-то помогал вам во время боевых съемок?
- Три года на флоте мне мало что дали, я только усвоил одно: чтобы тебя не трогали и не считали слабаком, надо быть сильным и много тренироваться, не бояться прыгать с парашютом и вообще уметь защищать себя. У нас был парень, который до флота сидел в тюрьме. Как он оказался на флоте - не знаю, таких, как правило, не брали в морской десант. Так вот, он говорил: "Ребята, армия ничем не отличается от тюрьмы, там ходят строем и здесь ходят строем, едят примерно одно и то же, только форма разная - здесь я моряк, а там зэк"...
- Давайте переключимся на мирную тему. Почему вы ушли из БДТ имени Товстоногова? Неужели из-за того, что мало получали?
- Я ушел из БДТ совсем не из-за денег. Если бы я там играл роли, которые мне хотелось, то рвал бы жилы, напрягался и совмещал работу в театре со съемками в кино, а так... Оставаться в театре только потому, что это прославленный БДТ, мне не хотелось - время уходит... Хотя я многому научился у того же Кирилла Лаврова, Алисы Фрейндлих.
- Ну а для поднятия своей популярности смогли бы, как ваш друг Нагиев, вести телепередачу "Окна"?
- Нет, у него этот эпатаж отлично выходит, а мне такое не по плечу. Это, знаете, как с матюканием - либо это тебе идет, либо нет.
- Зная, сколь труден актерский хлеб, вы не были против того, что ваша дочь тоже подалась в актрисы?
- Запретить я ей не мог, потому что она свободный человек и такая же упрямая, как я, пока сама не попробует - не успокоится. Только я понимаю: ей будет труднее, чем мне, потому что "штаны" нужны в каждом театре, а молоденькие актрисы должны быть слишком талантливы, чтобы судьба состоялась. Сейчас Настя играет в спектаклях БДТ, и все складывается неплохо, но для того, чтобы стать настоящей актрисой, надо "съесть" немало соли, пострадать в этой жизни, иначе откуда в ролях возьмется драматизм?
- Никита Михалков как-то сказал, что первую половину жизни он работал на свое имя, а теперь имя работает на него. У вас так же?
- Не думаю, чтобы он это сказал серьезно. Когда я в одно прекрасное утро почувствовал, что больше не горю театром, то ушел из него. Когда я почувствую, что пользуюсь лишь своим именем, то уйду из кино, а может, из жизни. Потому что мне надо постоянно жить на полную катушку, а не прозябать.
- Неужели все это до такой степени серьезно, что может стоять даже вопрос об уходе из жизни?
- А на фига такая жизнь, если ты никому не нужен - и в первую очередь самому себе? Нельзя жить в обмане и постоянно обманывать других, уподобляясь дутым пузырям. Ведь духовная смерть пострашнее физической...
- Давайте о чем-нибудь повеселее. По крайней мере праздники у вас есть?
- У артистов нет праздников. Жена не любит даже свой день рождения справлять. Когда я вращался в кругу пьющих людей, то, бывало, и отмечал какие-то даты, но сейчас нет. Ну, скажите, разве это интересно выяснять, у кого что болит, или напиться до потери пульса?.. Да нет, все это, может быть, и ничего в молодости, когда кровь кипит, а теперь интереснее заниматься гимнастикой ума, книжки читать.
Вообще-то я бываю разный и себя ничуть не идеализирую. Иногда специально говорю коряво во время интервью, а потом прочитаю его в печати и узнать себя не могу, такой весь гладенький, сладенький. Так что, если можно - вы уж меня не "причесывайте", пусть я буду таким, каков есть, далеким от идеала...