КУДА НИ ТКНИСЬ, ВСЮДУ CОРОС

Недавно бывший премьер Латвии, а ныне руководитель парламентского комитета по национальной безопасности Индулис Эмсис обвинил известного американского миллиардера Джорджа Сороса в деструктивной деятельности на территории стран Балтии через принадлежащие ему неправительственные организации. Эмсис, в частности, обвинил финансового воротилу в организации импичмента президенту Литвы Роландасу Паксасу. Между тем в Литве, как сообщал "Труд", очередной скандал: оппозиция пытается теперь свалить премьер-министра Альгирдаса Бразаускаса. Не стоит ли и за этими событиями Сорос, который, как известно, стимулировал "цветные революции" в Грузии и на Украине? Корреспондент вильнюсской газеты "Экспресс-неделя" беседует с членом парламентской комиссии по праву и правопорядку Альбертасом СЯРЕЙКОЙ о деятельности Фонда Сороса в Латвии и Литве.

- Я интересовался работой фондов и в Европе, и в Америке, и знающие люди говорят, что просто так фонды не создаются, - говорит А.Сярейка. - У нас они очень слабо контролируются. Очевидно, с их помощью проводится лоббирование идей заинтересованных групп, однако это делается достаточно тонко. Я считаю, что начинающийся скандал должен нас навести на определенные размышления. Думаю, что одна из целей фонда - формировать мнение, подменяющее собой общественное. Таким образом, настоящая общественность становится просто средством обеспечения стратегии этих фондов.
Мы должны знать, откуда активные политики берут деньги. По-моему, похожая ситуация сложилась с медиками, когда фармацевтические компании выделяли деньги на их обучение, стажировки, зарубежные поездки. Сначала на это смотрели как на невинную инициативу, затем разобрались, что фармацевтические гиганты таким образом продвигают на новые рынки свои продукты. Подкармливаемые ими врачи выписывали все больше и больше "рекомендованных" ими лекарств. Я думаю, что деятельность фондов по отношению к нашим политикам похожа на заигрывания фармацевтов с врачами. Фонды проводят свою политическую стратегию с помощью людей, которые говорят якобы от своего имени, таким образом возводя стратегию зарубежного фонда в ранг необходимой для нашей общественности.
- Каковы, по-вашему, их политические цели?
- В качестве примера можно взять отношение к России. У нас сейчас ненормальные отношения с Россией, без всякого сомнения, не такие, какие нужны Литве для политического и экономического процветания. И что же мы видим? На баррикадах, громко выступая против каких бы то ни было контактов с Востоком, стоят люди, связанные с американским фондом. Зная, кому принадлежат эти фонды, мы ясно видим, чью стратегию они продвигают. Очевидно, что нас ориентируют только в одно русло. В политике, как и в жизни, не бывает одного цвета. Мы не можем смотреть только на Запад и не общаться с Востоком. Это прекрасная позиция для инвесторов с Запада, но это плохая позиция для Литвы как государства, которому в силу своего геополитического расположения выгодно смотреть и на Запад, и на Восток. Мы всегда будем где-то между Западом и Востоком. Если говорить о политике, то каждые выборы - это огромное поле для деятельности таких фондов, они во многом формируют и парламент, и президентуру.
- А каковы экономические задачи фондов?
- Скорее, они осуществляют политические цели экономическими средствами. К примеру, если сейчас наши стратегические предприятия перейдут в руки России, в какой-то мере мы станем зависимыми от России. Я не говорю, плохо это или хорошо для Литвы, однако очевидно, что это плохо для тех, кто стоит за фондами, формирующими общественное мнение. В этом случае фонды начинают бороться с проблемой, используя все то же общественное мнение. Например, когда первый раз продавали "Мажейкю нафту" (нефтяной концерн Литвы. - Ред.), началась страшная война под лозунгом "Не допустить Ивана к трубе!". После такой кампании мало кто может рискнуть продать предприятие российскому концерну, даже если это экономически выгодно. То же происходит и сегодня - во второй раз. И так произойдет и в третий, и в четвертый раз. У нас еще есть и газ, и железные дороги, и электричество - много чего на продажу. А такие фонды, как Фонд Сороса и другие, всегда будут иметь к нам какой-то интерес.
- Можно ли бороться с влиянием фондов на общественное мнение и как это делать?
- Средство борьбы только одно - это прозрачность. Те люди, которые представляют фонды, должны делать это открыто, а не представлять стратегию фондов от имени общественности.