ПОЛОНИЙ ЗАСВЕТИЛСЯ В КАБИНЕТЕ БЛЭРА

Скандал, связанный со смертью Александра Литвиненко и радиацией, "разбрызганной" по столице Великобритании и выявляемой во все новых, порой самых неожиданных местах, набирает обороты. Западные спецслужбы обвиняют в "диверсии" своих коллег из России. "Труд" проводит собственное расследование этой загадочной истории. Наши специальные корреспонденты из Лондона, Парижа и Москвы предлагают версии случившегося.

В Советском Союзе полоний-210 несколько десятилетий назад использовали для получения нейтронов (в качестве запала) при запуске ядерной реакции в ядерных боеприпасах. Многочисленные версии о возможном производстве полония на отечественных реакторах - вопиющая некомпетентность, утверждают российские ученые. Единственный реактор, на котором облучался висмут для последующего выделения полония-210, остановлен еще два года назад. Существует, правда, контракт, по которому Россия поставляет США 8 граммов полония в месяц. Однако облученный висмут для этой цели, по словам представителей Росатома, берется только со склада.
Специально для "Труда" директор лаборатории анализа микрочастиц, работающей в системе МАГАТЭ, лауреат Государственной премии СССР Георгий Кауров изложил свою версию:
- В российском вооружении полоний-210 не используется уже лет пятнадцать. В основном из-за короткого периода полураспада - всего 138 дней. Но если говорить о попытке изготовить ядерный боеприпас подпольным способом, то в качестве запала вполне может сгодиться и старый, так называемый полониевый метод.
Не так давно Березовский предупреждал ФСБ, что чеченцы готовят ядерный заряд. Но у них не хватает одной детали. Можно предположить, что эта недостающая деталь - тот самый запал, для которого и был нужен полоний-210. Вопрос в том, где его взять? Полоний-210 можно получить из радона, можно из урановой руды. Однако есть способ проще и надежнее. Для этого необходим недефицитный бериллий плюс нейтронная пушка или реактор. Радиус изготовления - от Англии до Пакистана...
На мой взгляд, Александр Литвиненко именно этим и занимался - входил в группу, поставляющую полоний. А вместе с ним и итальянец Марио Скарамелла, в организме которого медики также обнаружили полоний-210. (Напомним, что Скарамелла встречался с Литвиненко в лондонском суши-ресторане в именно тот день, когда тот заболел. - Прим. ред.)
Полоний-210 - вещество невероятно токсичное. В человеческом организме недопустимой считается доза 1,4?10-8 миллиграмм. А теперь представьте, что эти люди - абсолютные дилетанты в вопросах безопасности, демонстрировали товар заказчику. Конечно, они могли облучиться. Но главное - отравление Литвиненко поставило спецслужбы всего мира перед вопросом поиска подпольного производства ядерного оружия.
Кауров исключил участие в этом деле российских спецслужб и тем более властей. Прокомментировать, имеет ли отношение к этой истории гибель журналистки Анны Политковской, он не берется. Что же касается загадочной болезни Егора Гайдара, то ученого крайне удивил диагноз врачей, озвученный СМИ:
- Медики не нашли в организме Гайдара радиоактивного вещества? Тогда Егор Тимурович единственный на этой планете. В любом человеческом организме присутствуют радиоактивные элементы. Может, от этого отсутствия он и заболел?
Появилась новая версия, почему так раскручена туманная история с отравлением беглого офицера ФСБ Александра Литвиненко. Демонизация России и возрождение "русской угрозы" - негласный заказ британских правительственных кругов. В приватной беседе с собственным корреспондентом "Труда" в Лондоне активист одной из "зеленых" общественных организаций сообщил, что правительство было не прочь раздуть историю с радиоактивным отравлением Литвиненко, чтобы... провести через парламент закон о перевооружении ядерного флота.
"Это же очень просто, - объяснил он, - чтобы убедить депутатов ассигновать 25 миллиардов долларов на строительство атомных подводных лодок нового поколения, премьер-министру нужны были пугала. Одних только Ирана и Северной Кореи тут недостаточно. Да их, в сущности, никто не принимает всерьез. А вот Россия - это страшно. Ведь времена "холодной войны" и открытого ядерного противостояния еще живы в политической памяти страны. И тут коктейль из "коварного Путина", армады русских шпионов на улицах Лондона и холодящего душу пресловутого полония-210 оказался очень кстати и произвел на депутатов сильное впечатление. Во вторник вечером парламент довольно благосклонно отнесся к атомным планам Тони Блэра".
Между тем за три недели радиоактивной лихорадки, пережитой британской столицей в связи с отравлением Александра Литвиненко, лондонцы настолько привыкли к словосочетанию "полоний-210", что теперь его можно услышать буквально на каждом шагу. Кстати, здесь неожиданно вошло в моду польское кафе "Полоний", на название которого раньше никто не обращал внимания. Хозяйка с удивлением говорит, что впервые обнаружила у дверей очередь. Шутки на тему полония зазвучали громче после того, как медицинские власти успокоили население сообщениями о том, что опасность радиоактивного заражения в городе практически равна нулю.
Что касается новых версий смерти Литвиненко, то в пабе "Красный лев" на улице Уайтхолл, куда частенько заглядывают хорошо осведомленные госслужащие, мне рассказали, что в британских спецслужбах почти уверены: отравление - дело рук бывших офицеров ФСБ, обладающих соответствующим опытом и имеющих доступ к полонию-210.
Тем временем получила подтверждение информация о том, что вопросами освещения в СМИ обстоятельств смерти Литвиненко занималась нанятая Борисом Березовским компания по связям с общественностью "Белл-Поттингер", возглавляемая известным "пиар-гуру" лордом Беллом.
Лорд Белл, который в свое время был политтехнологом Маргарет Тэтчер, был "взят на работу" Березовским, пишет газета "Дейли мейл". Она напоминает, что беглый олигарх "финансирует некоторые российские движения, стремящиеся отобрать у Путина Кремль". По информации издания, лондонские дома Александра Литвиненко и Ахмеда Закаева (стоимостью 500 и 700 тысяч фунтов стерлингов соответственно) принадлежат компании, зарегистрированной на Британских Виргинских островах.
По мнению местных СМИ, "освещение в прессе ужасной болезни Литвиненко и его кончины было в значительной степени срежиссировано группой людей, преследующих собственные цели". Преобладание же версии "это сделал Путин", в поддержку которой "нет существенных улик", практически единолично обеспечено Борисом Березовским.
"Санди Геральд" утверждает, что правая рука опального олигарха Алекс Гольдфарб заключил сделку с ведущей национальной газетой, предоставив ей право на эксклюзивное интервью в больнице с умирающим Литвиненко, и тем создал подогреваемый СМИ ажиотаж вокруг этой истории. Тот же Гольдфарб "убедил знаменитого лондонского токсиколога выступить по национальному телевидению и сказать, что Литвиненко был отравлен таллием". Впоследствии выяснилось, что это неправда, но у истории появилось второе дыхание. Издание добавляет, что "этот токсиколог в действительности не лечил Литвиненко и не изучал его историю болезни".
МЕЖДУ ТЕМ
Деятельность приехавшей в Москву группы британских экспертов и следователей по-прежнему окружена ореолом тайны. Они не сообщают, какие у них планы, с кем собираются встретиться и какие документы хотят получить. При этом ссылаются на "политику Скотленд-Ярда", которая запрещает сыщикам делиться информацией о ходе расследования. Любопытно, что западная пресса уже перечислила лиц, которые интересуют британцев: Андрей Луговой и два его партнера, которые тоже участвовали во встрече с Литвиненко - Дмитрий Ковтун и Вячеслав Соколенко. Также интересен для наших гостей бывший соратник умершего перебежчика Михаил Трепашкин. Но представители Федеральной службы исполнения наказаний РФ заявили, что о визите в колонию к Трепашкину не может быть речи - его осудили за разглашение гостайны.
АНГЛИЙСКИЙ ЮМОР
Посетитель суши-бара принюхивается к рыбе, лежащей перед ним на тарелке, и обращается к официанту:
- Надеюсь, с полонием-210 у вас все в порядке?
- Обижаете, сэр, мы совершенно чисты. У нас даже обедают следователи Скотленд-Ярда!
- Слава Богу, значит, я не умру от этой рыбы?
- Ни в коем случае, сэр. Обещаю, что вы обязательно умрете от чего-нибудь другого.