10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КАЖДЫЙ ДЕСЯТЫЙ МОСКВИЧ - СТРОИТЕЛЬ

Бежан Антон
Опубликовано 01:01 06 Декабря 2006г.
В разговоре приняли участие (на фотографиях - слева направо) первый заместитель руководителя департамента градостроительной политики, развития и реконструкции правительства Москвы Александр Левченко, заместитель руководителя того же департамента, начальник управления государственной службы, кадров и социального развития Сергей Омельченко, директор департамента науки и подготовки кадров Ассоциации строителей России Владимир Швец, директор Центра ипотечного кредитования "Бинбанка" Дмитрий Галкин, заместитель директора ЗАО "Моспромстрой" Владимир Фетисов и генеральный директор "Моспромстроя" -Борис Гурецкий.

Открыл "круглый стол" Александр Левченко, который сразу же озвучил впечатляющую статистику. Он сказал, что сегодня Москва строит пять с лишним миллионов квадратных метров жилья в год. И что всего в столичном строительстве задействовано около миллиона человек. Но тем не менее дефицит квалифицированных кадров есть. "Конечно, костяк из профессионалов в московском строительном комплексе существует, - уточнил Александр Николаевич. - Но, к сожалению, мы теряем на сегодняшний день позиции в образовании, в выпуске квалифицированных кадров. Это подтверждают и руководители крупных строительных компаний. Сегодня мы испытываем в городе огромный дефицит профильных специалистов.
Сергей Омельченко рассказал о том, что проблема кадров в строительной отрасли Москвы находится под пристальным вниманием городских властей. И сегодня для ее решения принимаются конкретные действенные меры.
- В основных строительных организациях, которые выполняют городской заказ по строительству жилья и объектов социально-культурного назначения, работает около 160 тысяч человек. В целом нам удалось сохранить определенную систему в работе по подготовке, повышению квалификации и развитию персонала. Большинство крупных организаций заключили соглашения с МГСУ, Московским государственным горным университетом, другими вузами города, в которых они готовят нам специалистов. В результате ведущие строительные компании Москвы ежегодно получают около тысячи специалистов с высшим образованием. Но в области подготовки рабочих кадров дела обстоят гораздо сложнее. Недавно система профтехобразования была реформирована, и на базе ПТУ в каждом административном округе были созданы колледжи. Сегодня у нас 13 строительных колледжей, в которых ежегодно готовится около 7 тысяч специалистов. Однако в строительный комплекс Москвы приходит немного - в среднем не более тысячи человек. Кто-то идет в армию и на строительные площадки уже не возвращается, часть выпускников выбирает дальнейшее обучение. В результате появляется дефицит в рабочих профессиях. И мы вынуждены сегодня использовать все больше и больше иногородних специалистов. Предприятия, связанные с выполнением городского заказа, используют ежегодно до 30 тысяч мигрантов.
- Так ведь и в советские времена недостаток рабочих рук в Москве восполнялся с помощью так называемого "лимита", - напомнил главный редактор "Труда" Валерий Симонов. - Но тогда для иногородних рабочих существовала хорошая "приманка" в виде будущей московской квартиры и прописки.
- Лично я считаю советскую практику привлечения лимитчиков порочной, - тут же отреагировал генеральный директор компании "Моспромстрой" Борис Гурецкий. - В то время мы наводнили Москву огромным количеством людей, которые у нас определенное время работали, а затем после получения прописки переходили в другие организации, и мы теряли специалистов. Нигде в мире такого нет. Во всех крупных цивилизованных городах Европы и Америки вы тоже не увидите работающего на стройках коренного населения - немцев или американцев: везде приезжая рабочая сила. Но она должна быть легальной! Для этого нужно иметь определенное количество гостиниц, людей надо обустраивать, чтобы они нормально жили. "И обучать их надо, - подхватил тему Владимир Фетисов, который в "Моспромстрое" отвечает за кадровую политику, - у нас, например, для этого все есть: прекрасный учебный комбинат, инструкторы. Не надо привлекать их пропиской и квартирами - Москва не резиновая. Приехал человек, 2 - 3 года поработал и вернулся обратно. А лучше всего - вахтовый метод. Люди должны нормально жить и получать хорошую зарплату. И тогда они будут с удовольствием сюда ездить, будут нормально работать. А как перестали быть нужными - на поезд и уехали обратно к себе. Кстати, сейчас украинские строители потянулись на родину - в Киеве по примеру Москвы тоже начали много строить".
- Сейчас мы начали создавать гостиницы для временных рабочих - например, в Химках, на территории бывшей военной части, - добавил Александр Левченко. - А чтобы все-таки оставить наиболее ценных для Москвы специалистов, конечно, им нужно предоставлять жилье. В той же компании СУ-155 уже три года тому назад построили дом для молодых специалистов, выделили квартиры лучшим рабочим и перспективным инженерам. Заключили с ними долгосрочный контракт. Они сейчас живут в этих домах, работают на стройке и постепенно выплачивают стоимость квартиры. Это своего рода ипотека на предприятии.
Постепенно разговор о способах удержания специалистов перешел к теме их дальнейшего обучения. Ведь сегодня в Москве 60 процентов новостроек имеют несущий монолитный каркас, и технология их строительства достаточно сложна. А если еще вспомнить о проектах подземного строительства - Манежной площади, Пушкинской, недавно построенном Лефортовском туннеле, здесь нужны специалисты принципиально другой квалификации.
Впрочем, все присутствующие в один голос заявили, что не видят особых проблем, связанных с повышением квалификации строительных кадров. Владимир Швец рассказал, что сегодня в составе Ассоциации строителей России существует департамент науки и подготовки кадров, который объединяет усилия 148 вузов строительного профиля и более ста техникумов: "На базе Московского колледжа градостроительства ассоциация создала учебно-производственный комплекс, где мы готовим специалистов, повышаем квалификацию, причем по самым разным специальностям".
Борис Гурецкий напомнил, что если когда-то первую стену в грунте на ВДНХ под гаражом делали, наверное, года 3 - 4 - осваивали технологию, то сегодня это делают очень быстро: все оборудование есть, куплено за рубежом. Сергей Омельченко рассказал об опыте сотрудничества департамента градостроительной политики Москвы с горным институтом, ученые которого помогают решать возникающие при подземном строительстве технические задачи. Сейчас действуют семинары по высотному строительству, по высотному проектированию, по эксплуатации и по геодезии, организованные при МГСУ.
Александр Левченко добавил к этому, что в условиях острого дефицита территории и очень высоких цен на землю освоение подземного пространства необходимо Москве. На той же Пушкинской площади, на площади Белорусского вокзала будут вестись в основном подземные работы.
- Кроме того, - продолжил Александр Николаевич, - перед нами стоит большая задача решить энергетическую проблему в столице. Для этого необходимо построить много подстанций и отводящих коллекторов. И здесь нужна современная техника. Особенно в свете всех требований, которые на сегодняшний день выставляют экологи. А именно - рубить деревья нельзя. Но есть новейшая технология, позволяющая не делать на поверхности такие работы, как водопонижение и химическое закрепление грунтов. Теперь мы можем работать с помощью специальных проходческих щитов. В одном месте выкопал котлован, опустил туда эту машину - она проходит до нескольких километров под землей. Так строили Лефортовский и Серебряноборский туннели. Но сегодня пока еще мало специалистов, знакомых с этой технологией. Мы уже организовали их обучение в Туле и сейчас организуем в Москве. Пригласили специалистов известных западных компаний, чтобы они провели обучение студентов.
То же самое и при высотном строительстве. Мы уже освоили технологии строительства средней этажности. Чтобы строить выше, нужны специальные краны, бетонные насосы, другое спецоборудование. Кроме того, нужно обучать специалистов. Мы планируем, что это будут делать приглашенные нами специалисты из стран, которые имеют подобный опыт.
Так что выходит, что Москва будет прирастать небоскребами? Это и есть главное направление, в котором будет расширяться столица? Оказалось, что не совсем так. По мнению первого заместителя руководителя департамента градостроительной политики, упор нужно делать на освоение подземного пространства города:
- В этой области мы находимся только в начале пути. Cегодня у нас в департаменте есть два управления: гаражного строительства и координации развития территории города, которые готовят материалы для постановления правительства по освоению подземного пространства Москвы. Постановление рамочное, в нем будет намечено, что же нам делать, куда двигаться? А двигаться есть куда. В европейских мегаполисах - в Берлине, Вене, Париже - везде освоено подземное пространство, практически под каждым домом есть подземные стоянки. Они научились работать, не отселяя жителей из домов, опускаться в подземное пространство, осваивать его, укреплять и наращивать фундаменты. Мы сегодня можем такой технологией похвастаться только при реконструкции Манежа и в Царицыне. Там под существующими развалинами мы строим и вверх, и вниз одновременно.
Сейчас идет реконструкция Тверской, Ленинградского проспекта, Ленинградского шоссе. Мы должны обеспечить безостановочное движеиние на перекрестках, развести потоки машин. Одни должны пойти верхом, другие - под землей. Будут строиться туннели. И тогда нужно освоить и прилегающее подземное пространство. Под Тверской, на участке от Манежа до Пушкинской площади, можно построить несколько стоянок, которые позволят разместить до тысячи машин. Это необходимо сделать. Сейчас там проехать практически невозможно. Весь день - сплошная автомобильная пробка. А когда будет куда эти машины парковать, то многие проблемы решатся.
Кроме того, инженерные коммуникации здесь никто не ремонтировал с 40 - 50-х годов. Они стали ветхими, их надо перекладывать. Поэтому эту задачу нужно решать в комплексе. А главное - мы с вами как налогоплательщики ничего туда не вложим: перекладка инженерных коммуникаций, транспортная развязка, благоустройство, освоение подземного пространства - все будет сделано за деньги инвесторов.
Коснувшись перспектив дальнейшего расширения Москвы, Александр Левченко заметил, что нынешней площади столицы хватит и на наш век, и еще на детей и внуков останется.
- Огромные территории Москвы застроены различными заводами, которые на сегодняшний день используются на 20 - 30, максимум на 50 процентов. Здесь можно построить огромное количество жилья, объектов соцкультбыта различного назначения и т.д.
- Действительно, - согласился с Левченко Борис Гурецкий, - более 20 тысяч гектаров территории Москвы - это промзона.
- Но это еще не все, - продолжил Александр Николаевич. - Москва, как и любой город, старится. 75 миллионов квадратных метров жилой площади в столице относится к категории ветхого жилья. Смотрите, сколько пятиэтажек снесли? Кто раньше думал о том, что их надо сносить и на их месте строить новое комфортабельное жилье? Однако приняли такую программу и, начав по ней работать, мы получили возможность дополнительно увеличить жилые площади. И плюс ко всему нужно провести комплексную реконструкцию кварталов. Сегодня район Арбата, например, практически весь старый, дома ветхие. Надо реконструировать внутреннюю часть. Нет, поймите правильно, я не говорю, что все должно быть снесено. Вот в Царицыне мы нашли обломочки дворца и нарастили. Можно сказать, что сегодня мы его вновь создаем.
К сожалению, несмотря на высокие темпы строительства жилья в столице, цены на него растут с такой же скоростью. Можно ли обуздать эти цены? Правомерны ли традиционные обвинения московских строителей в сверхприбылях? Участники "круглого стола" затронули и этот вопрос.
Александр Левченко сказал, что в современных условиях цены на жилье формирует рынок. В течение последних двух лет стоимость квадратного метра выросла не только в Москве, но и во всех экономически развитых регионах России. При этом Москва активно развивает свои социальные программы. Каждый год более трети строящегося в городе жилья бесплатно или на сверхльготных условиях передается очередникам, жителям сносимых ветхих домов и пятиэтажек, по программе "Молодой семье - доступное жилье".
Возможна ли сегодня реалистичная ипотечная программа? Каким образом она может стать действительно доступной?
По этому поводу однозначно высказался Борис Гурецкий, заявивший, что во всем мире ипотека существует и работает, потому что банки дают кредиты под 2 процента. А пока наши банки будут давать под 15 процентов, все это будет болтовня. Потому взять кредит на 10 лет и платить 15 процентов годовых означает, что за квартиру придется заплатить две цены. Зарплата тех наших людей, которые нуждаются в жилье, делать этого не позволяет.
По мнению Александра Левченко, на данном этапе единственный выход в создании отраслевой ипотеки - нефтяники, газовщики, работники тяжелого машиностроения могут уже себе это позволить. Что же касается учителей, врачей и работников социальной сферы, то здесь должно участвовать правительство - и Москвы, и России. На эти цели должны направляться специальные фонды. Так, например, в Москве успешно работают программы социальной ипотеки и строительства доступного жилья для молодежи. По этим программам люди имеют возможность купить квартиру в рассрочку.
Отвечая на претензии к высоким банковским процентам, директор Центра ипотечного кредитования "Бинбанка" Дмитрий Галкин согласился с тем, что пока относительно развитых рынков ставки действительно высокие. Сейчас все ожидают выпуска ипотечных ценных бумаг, которые позволят банкам привлекать средства с рынка. Одним словом, ипотечный рынок развивается, и ставки будут со временем снижаться. На будущий год "Бинбанк" планирует объем ипотечного кредита около трех миллиардов рублей.
В заключение был затронут вопрос строительного бума в регионах. Не секрет, что многие регионы России активно начинают строить, оттягивая на себя рабочие руки и какие-то ресурсы. Нет ли здесь какой-то угрозы московскому строительному комплексу? Или наоборот - комплексная межрегиональная программа является попыткой распространить влияние московских строительных фирм на всю Россию?
Борис Гурецкий коротко ответил, что строительной организации необходимо иметь полную загрузку: "Все серьезные фирмы работают за рубежом. В Москве работают десятки зарубежных строительных фирм. И мы точно так же по их опыту стараемся идти в регионы. Вот сегодня пошли работать в Ханты-Мансийск, Нижневартовск, еще в целый ряд регионов. Мы идем работать туда, где платят деньги".
По словам Александра Левченко, в этом году Москва в регионах, не считая Московскую область, построит 800 с лишним тысяч квадратных метров жилья: "Мы идем в регионы в том числе и для того, чтобы не растерять свои хорошие кадры".
В 2005 году в Москве введено 5,2 млн. кв. метров жилых площадей. Более трети из них построено для решения городских социальных задач.
За последние 10 - 15 летв Москве построено порядка20 высотных комплексов.А к 2015 году их количество планируется увеличитьдо 60 высоток.
Недавно штраф за предоставление работы нелегальным приезжим возрос в 10 раз: 800 тысяч рублей за каждого нелегала для коммерческой организации и 50 тысяч - для государственной.
Сегодня в Москве найти место в современном паркинге дешевле 800 тыс. рублей практически невозможно. Самый дорогой тип гаража - подземный. Цена за такое машино-место в центре доходит до 2,7 млн. рублей.
Вячеслав ЗАРЕНКОВ, президент строительного холдинга "Эталон-ЛенСпецСМУ":
- Нашему холдингу уже 20 лет, и до недавнего времени мы строили в основном в Санкт-Петербурге, где нам уже тесно, поскольку одной компании нельзя занимать больше чем пятую часть рынка. Как ни парадоксально, нам легче было выйти на московский рынок, чем в регионы. В Москве все, что ни строится, востребовано, включая мощные города-спутники на 2-3 миллиона квадратных метров.
В регионах строительный бум возможен только там, где нормально развивается промышленность, есть рабочие места и платежеспособный спрос, и в то же время администрация создает условия для строительства, готовит участки, инженерное обеспечение. К сожалению, так обстоят дела далеко не везде. В ряде благополучных регионов, где есть рабочие места, наполненный бюджет и стабильный спрос на жилье, сплошь и рядом администрация ничего не предпринимает для развития строительства, считает, что застройщики сами должны заниматься этим.
Мой опыт показывает, что большинство губернаторов, да и вообще представителей местной администрации, с которыми довелось общаться во время рабочих поездок по регионам России, свою задачу в области жилищного строительства понимают однобоко, даже примитивно: быстренько состряпать дешевое жилье. Первый вопрос у них: какая ваша себестоимость? Когда мы говорим, что у нашего жилья - добротного, комфортного - себестоимость где-то около 1000 долларов, в ответ слышим: нет-нет, нам нужно 400, максимум 500. Я строитель с 35-летним практическим стажем, и я не понимаю, как сегодня такое жилье можно построить. За 500 долларов сегодня даже новые "хрущобы" не получатся.
Михаил ДВОРКОВИЧ, руководитель департамента общественных связей корпорацииMIRAX GROUP:
- Москве нужны высотные многофункциональные здания, так как в российской столице, как и в про чих крупных мегаполисах мира, свободного места не так много, и городу выгоднее расти вверх, чем вширь, чтобы сохранить относительную компактность и предотвратить растяжение транспортной и иной инфраструктуры. Но при этом небоскребы целесообразно строить далеко не везде, а только в тех районах, где это экономически оправдано. Другими словами, там, где самая дорогая земля. Таких районов в любом мегаполисе не так много. Как правило, это исторический и деловой центры.
В российской столице деловой центр еще только создается. Им станет Московский международный деловой центр "Москва-Сити" на Краснопресненской набережной. Строительство ведется на территории общей площадью около 100 гектаров. Здесь планируется ввести в строй 2,5 млн. кв.м офисных, гостиничных, торговых и рекреационных площадей. Будут сооружены 15 высотных зданий. Одно из них - самое высокое здание в Европе - деловой комплекс "Федерация" (высота со шпилем - 448 м).
"Федерация" - многофункциональное здание. Здесь будут размещаться офисы, апартаменты, отель, торговые центры, рестораны, спортивная инфраструктура, а на 64-м этаже башни "Восток" разместится самый высокий в мире бассейн. Это поможет зданию функционировать круглосуточно и сделать проект рентабельным.
При этом стоит отметить, что основная развлекательная инфраструктура и паркинг ММДЦ "Москва-Сити" будут расположены в центральном ядре. В самом здании "Федерации" подземного паркинга не будет, с целью предотвращения террористической угрозы.
Многофункциональные комплексы наподобие ДК "Федерация" очень удобны для арендаторов и владельцев помещений, так как они получают круглосуточный доступ ко всем возможным видам услуг, сосредоточенных в одном месте.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников