КОНСТАНТИН МЕЛАДЗЕ: "Я ВАГОНОВОЖАТЫЙ"

Его приглашали возглавить и четвертую, и пятую "Фабрику звезд", но он согласился только на счастливую цифру семь. Константин Меладзе не ищет публичности и не любит давать интервью, но накануне завершения проекта "Фабрика звезд-7" корреспонденту "Труда-7" Катерине Мигулиной удалось встретиться с музыкальным продюсером "Фабрики-7".

"КИЕВ - ЛУЧШИЙ ГОРОД МИРА"
- Валерий живет в Москве, а вы - в Киеве. Не устали летать туда-сюда?
- Я не летаю, а поездом езжу. Сажусь ночью, утром уже в Москве. За день успеваю переделать кучу дел и ночью снова домой. В Москве я останавливаюсь у наших родителей.
- В Киеве лучше работается?
- У меня там все: студия в загородном доме, все песни там записываю.
- А почему в Москву не переберетесь окончательно?
- А зачем? Киев, на мой взгляд, лучший город в мире. Я его выбрал давным-давно, в 1997 году. У меня там никого не было - ни родных, ни друзей. Я просто приехал и захотел остаться в нем жить. До этого я много лет жил в Николаеве, потом два года в Москве. В итоге перебрался туда, куда сердце велело.
- Вы в браке с Яной 12 лет. Как вы познакомились?
- Это было в Николаеве, я жил в общежитии. В тот день я шел ночью с репетиции и встретил паренька с двумя девушками, одна из них была Яна, он нас и познакомил. Стоял февраль 1994 года.
- Насколько я понимаю, это был не лучший период в вашей жизни.
- Еще бы! Совсем даже не лучший. Я находился в состоянии безысходности. Тогда мы писали всю эту музыку, и она никому не была нужна. Я работал на кафедре в кораблестроительном институте, Валера учился в аспирантуре.
- Что в вашей судьбе сыграло решающую роль?
- Я верю в судьбу, и случай был. Я - одно из подтверждений того, что случай действительно существует... Судьба - это то, что мы, технари, вдруг занялись музыкой. Спасибо колхозу и Максу. На третьем курсе нас отправили на два месяца собирать урожай. Отмазаться мне, к счастью, не удалось. А в 1985 году осень выдалась очень дождливой, мы отсиживались в бараках и на пару с новым приятелем Максом бренчали на гитарах. Вернулись в Николаев. И вот 4 ноября 1985 года я шел в общежитие, стояла теплая погода, и я снова встретил того Макса. Он мне сказал, что в институтском ансамбле "Апрель" освободилось место - ушел то ли клавишник, то ли гитарист. Макс предложил прийти на репетицию к 19 часам и выяснить. Я пошел, и с того момента жизнь моя радикально переменилась, я начал быстро вникать в это дело и понял, что это мой путь.
- Но ведь это была всего лишь самодеятельность.
- Да, но пока я туда не попал, я не собирался в принципе быть музыкантом, а тут задумался. Я стал клавишником, через год уже писал какие-то песни, пошло-поехало, через три года выпустили свой альбом, который попал к Киму Брейбургу. Затем издали альбом в Германии. Понимаете, если бы я того парня не встретил в тот вечер, ничего бы не было. Я наверняка не стал бы музыкантом.
- А вы с тем Максом не поддерживаете связь?
- Нет, ну что вы, прошло 20 лет, даже фамилию не помню.
- Стали бы инженером?
- Конечно, как и все мои родственники.
- Вам помогает инженерное образование?
- Помогает. У нас был очень сильный институт, нам преподавали академики, лауреаты госпремий. Они научили нас работать мозгами, развили пытливость ума, которая необходима в любой области, чем бы человек ни занимался.
- Помните свою первую песню?
- Да, она называлась "Вид сверху" - минут на девять, без припева - ужас просто. Сейчас такие песни неактуальны.
- Вас не оскорбляет слово "попса" в адрес ваших песен?
- Я пишу не попсу, а песни.
- Вам много предлагают новых проектов?
- Много, но я отказываюсь. Берусь только за то, что могу сделать качественно. Лучше меньше, да лучше.
- А сестру Лиану не продюсируете?
- Она сама продюсер групп "Уматурман" и "ЧиЛи". У нее талант находить и делать людей популярными.
- Вы - чистокровный грузин?
- Бабушка по маме - наполовину полька, наполовину русская, мамин папа - чистокровный грузин, мама, значит, наполовину.
- Вас тревожат события в Грузии?
- Я родился в Грузии и прожил там до 17 лет. Конечно, чувство Родины мне присуще. Я уверен, что в Грузии все будет хорошо.
- Вас не пытались привлекать в политику?
- Нет, и мысли уйти в политику не возникало, я вообще ни одну политическую силу не поддерживаю.
- Как на Украине живется в политическом смысле? Не притесняют?
- Нет, абсолютно.
- Как вы отдыхаете?
- Как только выдается два-три свободных дня, езжу с друзьями к морю. В Ялте у нас есть любимое место. Плаваем, гуляем, дышим воздухом.
- А спорт?
- Плаваю в бассейне в своем доме.
- О чем мечтаете?
- Я хочу быть счастливым и жить в согласии с самим собой. Других желаний не осталось - все их уже реализовал.
"ЭКСПЕРИМЕНТЫ НАД ВАЛЕРИЕМ МЕЛАДЗЕ НЕ НУЖНЫ"
- Насколько долог век эстрадной звезды?
- Век зависит от таланта и может длиться всю жизнь, как у Аллы Пугачевой, Софии Ротару, Иосифа Кобзона, например. Поколения меняются, а их популярность на высоте. Есть артисты, которые по-настоящему талантливы и интересны публике вне зависимости от возраста и моды.
- Но многие звезды неожиданно быстро угасают. О многих прежних "фабрикантах" ни слуху ни духу.
- Не всегда бывает достаточно одного таланта. Нужна еще сила воли. Чтобы оставаться интересным долгие годы, необходимо ежедневно и ежечасно работать над собой, искать новые формы реализации, а не почивать на лаврах. Это касается не только артистов, но и продюсеров, всех, кто имеет отношение к творчеству, кто хочет быть интересным постоянно. Если расслабишься и вообразишь, что ты достиг всего на свете, можно легко получить приставку "экс".
- Среди ваших подопечных на "Фабрике" есть таланты уровня Кобзона, Пугачевой, Ротару?
- Это станет ясно по мере моей работы с ними и по степени их творческого развития. Есть очень талантливые ребята, но хватит ли у них силы воли и упорства - это вопрос открытый. Увидим. Сейчас мы начинаем двигаться от "Фабрики" к реальному статусу эстрадной звезды. Трудно судить за три месяца, ребята в начале пути, в зародыше.
- Из кого собираетесь создать звезду?
- Со всеми, кто прошел в финал. С теми, кого вернул, - Бикбаевым, Паршутой. Для меня не имеет значения, кто, когда выбыл. Но всех я не потяну. Ведь у меня еще есть Валерий Меладзе и "ВИА ГРА".
- А для Сердючки вы пишите?
- С ней мы работали давным-давно в рамках новогодних мюзиклов.
- Вам нравится жанр, в котором работает Андрей Данилко?
- В меру это любопытно. Но если превысить "дозу" - этот образ начинает действовать на нервы. Сердючка должна быть неким оттенком в палитре серьезной эстрадной музыки.
- Что сегодня движет эстрадой - сексуальность, как у "ВИА ГРЫ", или эпатаж, как у Сердючки?
- Ею управляет то, что и всегда. Зрители хотят видеть на сцене героев - ярких и харизматичных, даже вне зависимости от их музыкальных способностей. В дальнейшем они наделяются красками, образами и музыкой. Главное, чтобы изначально человек был эффектным.
- Но без толкового продюсера даже гений может потеряться в мире шоу-бизнеса.
- Сейчас и кино, и музыкальный шоу-бизнес превращаются в продюсерский. Скоро не останется ничего непродюсерского.
- Это хорошо?
- Это естественно. Потому что без человека, знающего дорогу к Олимпу, без проводника, вагоновожатого, который знает куда рулить, он сам далеко не уедет. Каждый должен заниматься своим делом, успех артиста зависит от идеи, которую придумает продюсер.
- У вас нет задумки как-то изменить образ Валерия?
- Его образ зависит от его состояния. Он как хочет, так себя и подает. Валерий, настолько состоявшийся артист, проводить над ним эксперименты не имеет смысла. У него и так гастроли расписаны на полтора года вперед. Мы, наоборот, стараемся их как-то урезать, упорядочить, чтобы его дочери видели папу не только в телевизоре.
- А вы для кино сейчас что-нибудь создаете?
- Я работаю над саунд-треком для фильма Валерия Тодоровского "Буги на костях" - это первый киномюзикл за последние десятилетия, он выйдет в прокат в следующем году. Очень хорошее кино. А еще буквально на днях я написал песню для фильма "Ирония судьбы-2".
- Кто же ее исполнит? Пугачева?
- Да, Алла Борисовна и Кристина Орабакайте.
- Вы так загружены. Когда же вы занимаетесь творчеством?
- И днем, и ночью.
- А когда в жюри сидите, тоже пишите песни?
- Нет, конечно, а вообще я все время работаю.
НАШЕ ДОСЬЕ
Константин Меладзе родился 11 мая 1963 года в Батуми (Грузия). Он на два года старше своего брата Валерия. В семье ни у кого не было музыкального образования, но мама решила приобщить детей к музыке. Все они - Константин, Валерий и Лиана - учились в музыкальной школе. Один за другим братья окончили Николаевский кораблестроительный институт. В 1985 году Константин и Валерий случайно попали в студенческий ансамбль "Апрель". В 1989 году братьями Меладзе заинтересовался профессиональный музыкант Ким Брейбург, и они попали в настоящую группу "Диалог", начались первые гастроли - в домах культуры, на стадионах, в колониях строгого режима. В 1993 году братья ушли из "Диалога" и занялись сольной программой. В 2000 году Константин начал работать с группой "ВИА ГРА". В 2001 году украинский телеканал "Интер" предложил Константину написать музыку и тексты к новогоднему мюзиклу "Вечера на хуторе близ Диканьки", причем за очень короткий срок. Показ фильма планировался только по украинскому телевидению, но в последний момент был подписан договор с ОРТ. В 2002 году ОРТ стал сопродюсером "Вечеров".
Последние 10 лет Константин живет и работает в Киеве. Супруга Яна растит детей. Она, кстати, по национальности литовка, у Миладзе-старшего растут трое детей: дочери Алисе - 7,5 лет, Лие в феврале будет 4, сыну Валере скоро 3.