ПОЧИНКА ВЫДЕРЖКИ СТОИТ

Не успели морозы ударить, полезли автоболячки - там заскрипело, тут потекло, запахло гарью. Нужно приводить машину в порядок. Автосервисы на каждом шагу. Только почему-то не все они радуют. Во многих ремонт дорогой и не блещет качеством. Проколоться - пара пустяков.

СЛАДКИЕ РЕЧИ, КРАСИВЫЕ ГЛАЗКИ
Этим пока берут клиента многие сервисы. И фирменные, и не очень. А вот с профессиональными слесарями, электриками, мотористами, малярами - напряженка везде. О них обычно идет молва. Воспользуйтесь этим, поговорите с владельцами машин, особенно подержанных. Они много знают о сервисах: где, что и почем можно отремонтировать. Интернет-информация не очень годится, поскольку там о своих достоинствах вещают чаще те, кто предлагает услуги.
Идеальных сервисов не бывает, но, узнав про неплохой, да еще специализирующийся на ремонте вашей марки, - звоните. Если красивый женский голосок тотчас предлагает приехать, причем в "любое удобное для вас время", тормозните. Возможно, сервис не на хорошем счету, потому сюда никто и не едет. В классные мастерские почти всегда очередь. Но вот тот же приятный голос приглашает мастера, чтобы вы рассказали ему о проблемах с машиной. Это плюс. Особенно если мастер не ставит диагноз по телефону, а приглашает приехать, продиагностировать агрегат на месте (кстати, диагностика ходовой части хорошими сервисами проводится бесплатно) и только потом сделать заключение.
Неплохо, когда представитель сервиса предлагает немного прокатиться с вами на вашей машине, чтобы послушать, как работает движок, тормоза, рулевое. Все это признак серьезного подхода к делу. И уж почти идеально, когда еще до начала ремонта вам говорят: "Если вы намерены обслуживать машину у нас, то за вами будет закреплен мастер такой-то, и с ним вы будете решать все вопросы в дальнейшем".
Окончательный выбор в пользу того или иного сервиса, однако, нельзя делать без проверки результатов его работы. Попробуйте для начала провести мелкий ремонт - замену тормозных колодок, масла, фильтров, свечей. Почерк и мастера, и сервиса вы поймете моментально, а если еще и кассовый аппарат вас не огорчит, то смело доверьте свою машину спецам.
ДОГОВОРИСЬ НА БЕРЕГУ
По идее сервис надо выбирать после того, как ознакомишься с двумя важными законодательными актами - Законом "О защите прав потребителя" и "Правилами оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств автосервисами", которые утверждены постановлением правительства РФ 11 апреля 2001 года. Но не все можно уложить в инструкции.
Поэтому на берегу, до начала ремонта, надо:
1. Выяснить, сколько стоит предстоящий ремонт; 2. Узнать цены на запчасти и материалы, предлагаемые сервисом. Если они ненамного выше, чем в магазине, соглашайтесь их ставить; 3. Вписать гарантийный срок на выполненные работы в заказ-наряд, договор. 4. Оставляя машину в сервисе, составить приемо-сдаточный акт; 5. Не оставлять документы на машину в сервисе - это опасно да и запрещено законом; 6. Знать точный срок готовности авто. Точность - вежливость не только королей, но и профессиональных слесарей.
ЕСТЬ ЛИ ВРЕДНЫЕ КЛИЕНТЫ?
На вопрос отвечает директор автосервиса "Автопрестиж" Сергей ЧЕРНЫШЕВ:
- Я бы их назвал всезнайками. Они уверены, что разбираются в машине лучше всех. Недавно менял резину такой "знаток". Наш мастер Сергей посоветовал сделать сход-развал. Ни в какую. Поезжу и так. Поездил. На гололеде авто завиляло, стало неуправляемым. Хорошо, что на пути столб оказался, а не человек, не другая машина. Другой "товарищ" не захотел поменять тормозной шланг в микротрещинах. Чуть не разбился. Виноват мастер? Нет. На этот случай он заставил клиента расписаться в акте приемки, что не будет иметь претензий к автосервису, если, не дай Бог, что случится.
Конечно, приятно, когда клиент соображает в ремонте. Это, кстати, тормозит недобросовестных слесарей: боятся "накручивать" лишние рубли, то есть вынуждать человека менять детали или ремонтировать узлы, которые еще бы ходили и ходили. Поэтому лучше, если вы "приклеитесь" не только к одному сервису, но и к одному мастеру в нем. Он будет следить за состоянием машины, подскажет вовремя, какую деталь надо поменять. И что самое важное: он несет ответственность за свою работу и безопасность вашей машины по закону. В любом случае, есть у вас такие связи или их нет, каждому надо помнить, с какими узлами и системами нельзя шутить, затягивать их проверку, ремонт.
Тормозная система. В идеальном состоянии должны быть колодки, диски, суппорты, манжеты, резиновые шланги, магистральные трубки.
Рулевое управление. Обращать внимание следует на состояние наконечников, кардана, шурусов, шаровых и так далее. Особенно опасен для движения выход из строя шаровых опор.
Отопительная система. Она должна работать хорошо не только для того, чтобы не было холодно в салоне. Система напрямую связана с вашим здоровьем и с безопасностью движения. Если, к примеру, течет радиатор, вы будете дышать вредными испарениями, а через стекла ничего не увидите - они запотеют.
Сказанное выше понятно всем, кто хоть немного соображает в машине. А для тех, кому термины до лампочки, есть советы.
КОГДА БЕЖАТЬ К МАСТЕРУ
1. Если при нажатии на педаль тормоза машина останавливается медленно или неравномерно, то есть катит боком, если проваливается сама педаль, это значит, что система неисправна. Колеса при торможении должны катиться параллельно, педаль срабатывать с первого качка.
2. Если вы услышали стук, скрежет в районе передних колес, срочно проверьте у мастера рулевое управление. Возможно, стучат шаровые.
3. Если рулевое колесо дает люфт, немедленно в сервис. Определить просто: завести мотор и покрутить влево-вправо баранкой. Большой люфт заметите сразу.
4. Если утром вы обнаружили лужу под машиной, то не важно что вытекло. Мастер определит.