Тузла пропахла нефтью. Тошнотворный запах не уходит даже при штормовом ветре. Весь остров в пятнах мазута. В песчаной колее от КамАЗов мазут стоит лужами. Нефтяной жижей испачканы разноцветные пляжные "грибочки" и яркие домики курортного пансионата.

Сотня солдат копает берег. Штыковая лопата режет тузлинский пирог - черные и желтые слои грунта. Ноябрьская буря сначала выбросила мазут, потом морской песок, потом опять мазут, и так несколько слоев. Смесь нефти, песка и водорослей грузят в мешки. Дневная солдатская норма - пятьдесят шесть с пары бойцов.

Работа идет четвертую неделю и конца не видно. Куда девать мазутные мешки, никто не знает. Обычно продукты, топливо и воду на Тузлу доставляли раз в два месяца. Обратно на большую землю вывозили бытовую гадость, вплоть до фекалии украинской погранзаставы. Помойку тут не выроешь, вода выступит в любой яме. Шторм не прекращается и баржи остаются в керченском порту. Если опять грянут шесть баллов, мешки смоет в море.

Наблюдатель с пограничной вышки постоянно смотрит на восток. Там русская Тамань и длинный штрих дамбы. Ее насыпали осенью 2003-го и Украина всерьез готовилась начать войну с "оккупантами". 3750 метров - длину российской дамбы знает каждый солдат, как тактико-технические данные основного противника. Дошла бы дамба до острова, очистить Тузлу можно было гораздо быстрее. Сейчас этот клочок суши посреди Керченского пролива становится грандиозной экологической бомбой.

По кромке моря слой мертвой рыбы и мумифицированных птиц. Тельца покрыты коркой песка и мазута. Новые стаи чаек и бакланов прилетают и садятся на родной берег. При приближении людей пытаются добрести до воды, но падают - нефть склеила лапки. Те, кто добрался до моря, тоже не спасутся, вода не смоет мазутную грязь. Они все обречены. У украинских спасателей нет специального раствора, чтобы отмывать птиц. На острове некуда спрятаться от крика еще живых чаек.

Пока Тузла медленно умирает, в Киеве спорят о размере пятна. Вчера Министерство по охране окружающей среды обнародовало свои результаты - по акватории Керченского пролива движется "массивное пятно нефтепродуктов длинной 4 км и шириной 50 м". Военные решили переплюнуть экологов и предоставили снимок из космоса. Якобы, спутник зафиксировал мазутную пленку общей площадью 116 кв. км. Кошмарное фото показывал лично начальник Главного управления разведки Минобороны А.Галака.

А пресс-секретарь МИДа пан Дещица заявил, что его ведомство намерено подать иск к Российской Федерации в международный суд. Чиновные киевляне пылают праведным гневом, однако как объяснить явный провал операции у Керчи? Лопата остается основным и практически единственным способом очистить берег.

Ученые Национальной академии наук разработали особый биосорбент, который разлагает нефть на экологически чистые составляющие. Новый продукт в восемь раз дешевле импортных аналогов.

Увы, украинские власти даже не поинтересовались отечественной технологией, способной в считанные дни ликвидировать пресловутое нефтяное пятно в собственных территориальных водах. Словно оно нужно кому-то, как предлог для очередных претензий.

соб.корр."Труда" Сергей Ильченко, Украина