САЛЬДО-МОРТАЛЕ
9 февраля 1729 года появился на свет купеческий сын Федя Волков, которому

САЛЬДО-МОРТАЛЕ
9 февраля 1729 года появился на свет купеческий сын Федя Волков, которому суждено было стать, по выражению Белинского, "отцом русского театра". В юности его отправили в Москву учиться бухгалтерии и торговому делу. В первопрестольной, насмотревшись представлений "охочих комедиантов", Федор проникся идеей создать постоянный театр и воплотил ее в жизнь в родном Ярославле. Вначале эта затея кое-кому показалась не просто диковинной, но даже богомерзкой. Заметим, что многие хорошие идеи с этого начинали.
Но успех волковских игрищ был у публики столь велик, что слух о них достиг Петербурга. Императрица Елизавета Петровна, как и следовало ожидать, отнеслась к этому ревностно: почему-де театр появился в какой-то провинции? И проявила о комедиантах материнскую заботу - повелела доставить труппу со всеми ее декорациями в столицу. Ярославские актеры были определены в Шляхетский корпус для изучения различных наук. Им даже предоставили дворянское право шпаги носить.
Иные времена - иные пьесы. Некоторые нынешние актеры, чтобы себя прокормить, в бухгалтеры подаются, а еще чаще - по торговой части.
НАСЛЕДНИК ДВУХ ПРЕСТОЛОВ
10 февраля 1728 года родился наследник одновременно двух престолов - шведского и российского. И назвали его соответственно двойным именем - Карл-Петр. Первое - в честь шведского короля Карла XII и второе - в честь российского императора Петра I, который почти за 20 лет до этого, казалось, окончательно разгромил Карла под Полтавой.
На всякий случай наследника обучали двум языкам - русскому и шведскому. В результате он толком не знал ни того, ни другого. "Малую полтавскую битву" за наследника тоже выиграла Россия. Карла-Петра крестили в православие, нарекли Петром Федоровичем и официально объявили наследником российского престола.
Он и взошел на него после смерти Елизаветы под именем Петра III. Правда, правил недолго - всего полгода. Но за это время успел прекратить войну России в союзе с Австрией против Пруссии и начать войну России в союзе с Пруссией против Австрии. Словом, спутал всем европейским державам карты, которые были поставлены на кон бушевавшей тогда Семилетней войны. В ходе ее русская армия взяла Берлин, но плодов победы не пожала.
История полна примеров, когда длительная война имеет нередко внезапное и неожиданное окончание, в которой победитель и побежденный меняются местами. Совсем как в современной "холодной войне".
НОЧНАЯ КРЕМАЦИЯ
Ровно 150 лет назад, 11 февраля 1852 года, в третьем часу ночи, Николай Васильевич Гоголь предал огню, как считается, рукопись второго тома "Мертвых душ". Великий и загадочный русский писатель оставил потомкам еще одну - главную загадку. Что было в этой рукописи и почему он сжег ее? Вряд ли кто-нибудь сможет ответить на этот вопрос.
Возможно, во втором томе "Мертвых душ" содержался ответ на знаменитый вопрос, прозвучавший в первом томе и звучащий до сих пор: "Русь, куда ж несешься ты, дай ответ?" А может, этот поступок - высшее проявление самовзыскательности художника? "Всякому теперь кажется, - писал Гоголь, - что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол".
Как будто про нас сказано. С тех пор всевозможных должностей сильно прибавилось, и дело поэтому еще больше запуталось.