ПАУЭЛЛ ПОКАЗАЛ КИНО

Судя по всему, в Вашингтоне рассчитывали, что заранее разрекламированный доклад госсекретаря Колина Пауэлла на заседании Совета Безопасности 6 февраля произведет эффект разорвавшейся бомбы. Этого не произошло, может быть, потому, что многие члены СБ были настроены скептически. Или, возможно, причиной было то, что Пауэлл сказал: "Я не могу раскрыть вам все, что мы знаем", а того, что раскрыл, оказалось недостаточно, чтобы произвести ожидаемое впечатление.

Но вообще, по оценке генсека ООН Кофи Аннана, выступление госсекретаря было "сильным и подробным". Смысл его в том, что Ирак продолжает нарушать резолюцию ООН, отказываясь честно предоставить данные о существовавших в стране запасах оружия массового поражения. Запасы же эти, по данным американских спецслужб, огромны. Демонстрируя масштабы угрозы, Пауэлл показал пробирку и сказал, что в ней помещается чайная ложка спор антракса - сибирской язвы. Ее было достаточно, чтобы в 2001 году парализовать работу всего сената США. "У Ирака есть десятки тысяч таких ложечек этих спор", - заявил он.
До 1998 года, когда из Ирака выдворили инспекторов ООН, там были обнаружены 5 тысяч снарядов с горчичным газом. Где они сейчас, Багдад молчит. Как и о том, что случилось с 6500 химическими бомбами, оставшимися от иракско-иранской войны. Как и о местонахождении четырех тонн нервного газа VХ, мизерной дозы которого достаточно, чтобы умертвить человека. Но самое тревожное то, подчеркнул Пауэлл, что иракцы создали мобильные химические лаборатории - на грузовиках и в вагонах: "А попробуйте найти их среди тысяч им подобных!"
В подтверждение своих слов госсекретарь показывал снимки, сделанные со спутника-шпиона, доказывающие существование химико-биологических предприятий военного назначения, срочно маскируемых перед появлением инспекторов ООН: об их приезде сообщалось заблаговременно, хотя, кроме них, никто не мог или во всяком случае не должен был знать об этом. Вывод Пауэлла: стратегия Саддама Хусейна заключается в том, чтобы "не сотрудничать, а шпионить и чинить препятствия".
Члены Совета услышали запись разговора офицеров иракских элитных частей - полковника и бригадного генерала. Старший наставлял подчиненного, как нужно замести следы недавнего присутствия недозволенного оборудования: едут инспектора! Младший заверял, что все уже эвакуировано. В этой связи Пауэлл снова подчеркнул, что инспектора - не сыщики, что не они должны ловить иракцев на лжи, а иракцы должны сами предоставить им без утайки все нужные документы. В том числе и по ядерной программе, для которой они якобы даже в период начавшейся инспекции продолжали искать по миру алюминиевые трубы особой модификации.
Пожалуй, слабее всего было аргументировано утверждение, что Багдад давно имеет прямые связи с террористами "Аль-Каиды" и другими аналогичными группировками. Саддам, как сказал Пауэлл, обучал террористов и готов дать им оружие массового поражения. Видимо, для придания веса всем этим обвинениям прямо за спиной госсекретаря сидел директор ЦРУ Тенет: вот, мол, он - источник достоверной информации.
В последние дни имелись "утечки", согласно которым можно было ожидать эффектную концовку речи Пауэлла: в госдепе вроде бы готовился проект резолюции о санкции на военную интервенцию в Ирак. Но предложить его хотели только в том случае, если заранее наберется девять одобряющих ее голосов. Очевидно, не набралось - и черту под обсуждением буднично подвел Кофи Аннан, сказавший, что руководитель группы инспекторов Ханс Бликс и глава МАГАТЭ Мохамед эль-Барадеи изучат сообщенное Пауэллом и "пойдут по тем следам, которые были им указаны".
А на последовавшем за заседанием обеде, как утверждает Си-эн-эн, Пауэлл, отвечая французскому министру иностранных дел, который выразил обеспокоенность последствиями, которые бы война с Ираком имела для всего региона, заявил: "Я говорил не о войне, а об усилении инспектирования". Доклад не убедил большинство членов СБ, и прежде всего его постоянных членов - Россию, Францию и Китай, которые настаивают на продолжении работы инспекторов.
Между тем Пентагон сообщил, что американская ударная группировка вокруг Ирака достигла 120 тысяч военнослужащих. Их после посылки подкреплений будет поддерживать около 40 тысяч британских войск.