Южные провинции Китая являются главным источником распространения птичьего гриппа в Азии и по всему миру. Об этом во вторник сообщает гонконгская газета "Саут Чайна Морнинг Пост" со ссылкой на выводы международной группы ученых, опубликованные в последнем номере американского медицинского журнала "U.S. proceedings of the National Academy of Science".

По данным газеты, в подготовке фундаментального исследования участвовало 29 специалистов, включая группу вирусологов из университета Гонконга. В общей сложности, они исследовали образцы крови тринадцати тысяч перелетных и домашних птиц.

По мнению ученых, разработка единой вакцины не поможет справиться с птичьим гриппом, так как им удалось выявить по меньшей мере четыре различных "генных семьи" в рамках штамма H5N1 птичьего гриппа.

"Нами было выявлено четыре "семьи" штамма H5N1 среди здоровых птиц на юге Китая. По моему мнению, это значит, что нам необходимо ужесточить наблюдение за экосистемой этой части КНР", - заявил в интервью "Саут Чайна Морнинг Пост" один из авторов исследования, известный американский микробиолог Роберт Вебстер.

"Очевидно, что одна вакцина не сможет эффективно бороться с четырьмя разными типами вируса, а это значит, что наша задача усложняется в несколько раз - необходимо разработать целую серию вакцин, и постоянно обновлять их", - говорит Вебстер.

Основываясь на полученных данных, эксперты утверждают, что вирус птичьего гриппа укоренился в экосистеме южного Китая с 1996 года, когда здесь была обнаружена первая зараженная утка. Речь идет о китайских провинциях Фуцзянь, Гуандун, Гуанси, Гуйчжоу, Хунань, Юньнань и Гонконге.

"Наиболее эффективным способом борьбы с птичьим гриппом будет контроль за ним на уровне домашней птицы. Для предотвращения региональных вспышек болезни необходимо, прежде всего, справиться с источником инфекции на юге КНР", - утверждают авторы исследования.

По мнению Вебстера, существуют три возможные причины того, что штамм H5N1 выявляется не только у больных, но и у здоровых птиц. Во-первых, возможно, китайские власти используют вакцину, которая не может полностью защитить домашнюю птицу от заражения, но существенно облегчает протекание болезни.

Во-вторых, на юге КНР может циркулировать непатогенный вирус птичьего гриппа. И, наконец, может существовать перекрестная защита со стороны другого типа гриппа.

"Эту картину мы наблюдали в Гонконге в 1997 году, когда часть зараженных кур не умерла", - утверждает Вебстер.

Большая часть образцов для исследования была собрана в национальых парках Май По в Гонконге и на озере Поян в провинции Цзянси, которые считаются главными местами зимовки перелетных птиц со всей Азии. По мнению ученых, результаты их исследования позволяют однозначно утверждать, что все четыре "вирусных семьи" - Z,V и W - в Индонезии, и так называемый тип "дельты Меконга" во Вьетнаме, происходят от одного вируса, выявленного в утках в китайской провинции Гуандун в 1996 году.

Ученым удалось проследить механизм распространения вируса по всему миру за последние несколько лет. По их данным, первоначально вирус появляется у домашней птицы на юге Китая, затем он передается перелетным уткам, зимующим на озере Поян на юго-востоке Китая.

Следующим "центром заражения" становится провинция Цинхай, где утки, способные жить с птичьим гриппом длительное время, "делятся" вирусом с другими перелетными птицами. Затем вирус распространяется на запад - в Казахстан, Россию, Монголию, Турцию, Хорватию и Румынию.

Другой путь вируса идет в Юго-Восточную Азию, где он передается, как с перелетными птицами, так и с домашней птицей, которая перевозится из одной страны в другую, утверждается в докладе.

Последняя вспышка птичьего гриппа началась в Азии в 2003 году. На настоящий момент от него скончались не менее 83 человек в шести странах Азии, преимущественно во Вьетнаме и Таиланде. Кроме того, от вируса погибли миллионы птиц по всему миру.