ЦБ НЕ СМОЖЕТ ОТБИРАТЬ ЛИЦЕНЗИИ

Мы воспринимаем судебное законодательство как что-то, что не имеет к нам никакого отношения. Мы не привыкли обращаться в суд и до сих пор предпочитаем разбираться не по закону, а "по понятиям": сами решим, кто прав, кто виноват. Будет ли так всегда? Или когда-нибудь мы научимся решать проблемы цивилизованно? Перестанем бояться суда? И, наконец, "заречемся от тюрьмы" - потому что будем знать, что живем в демократической стране? О своем опыте обращения в суд рассказали "Труду-7" наши "звездные" респонденты.

Соответствующий законопроект внесли председатель комитета по финансовым рынкам Владислав Резник и член Совета Федерации Дмитрий Ананьев. "Новый закон обеспечит коллегиальность, прозрачность и большую объективность в принятии решений по отзыву лицензий за нарушение закона о легализации", - объясняет "Труду" Владислав Резник. По словам экспертов, сегодня доказать неправомерность аннулирования Центробанком лицензии невозможно, а значит, банк не сможет ее восстановить. Новый механизм должен минимизировать существующие сегодня субъективные принципы ЦБ и сделать процедуру прозрачной для банков. Громче всех против этих принципов выступил Алексей Френкель, бывший глава ВИП-банка, обвиняемый в убийстве первого зампреда ЦБ Алексея Козлова. В СИЗО Френкель написал несколько писем, в которых утверждал, что ЦБ ликвидирует только неугодные ему банки, в то время как на деятельность остальных, даже если она противозаконная, закрывает глаза.
Президент Московской меж-дународной валютной ассоциации Алексей Мамонтов утверждает, что и новые нормы кардинально ситуацию не изменят: "Цель законодательства - перекрыть каналы обналички, а если отзывается лицензия, то страдают и банкиры, и акционеры, и клиенты". Кстати, если частные клиенты - вкладчики аннулированного банка могут претендовать на возмещение вклада (правда, не более 400 тысяч рублей), то у корпоративных клиентов шансы получить деньги после конкурсного управления имуществом банка минимальны.
По статистике до 90?% лицензий отзываются именно на основании нарушения закона об отмывании денежных средств. При этом, как в конце января отмечал первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян, после массированного отзыва лицензий в 2006-2007 годах количество банков, в которых отсутствует реальный бизнес, становится все меньше. Между тем финансисты утверждают, что сегодня от статьи о легализации страдают и добросовестные учреждения, даже крупные универсальные банки постоянно находятся под дамокловым мечом - отберут лицензию или нет?
КОГО ОСТАВИЛ БЕЗ ЛИЦЕНЗИИ БАНК РОССИИ
2004 год. Коммерческий банк содействия предпринимательству (Содбизнесбанк). Банк неоднократно нарушал закон о легализации преступных доходов: не сохранял информацию и документы по операциям, не соблюдал требования по идентификации обслуживаемых лиц и анализу их операций.
2006 год. Банк "Нефтяной". Нарушал "антиотмывочное" законодательство, не информировал должным образом об операциях, подлежащих обязательному контролю. С банком были связаны Алексей Френкель (заместитель председателя правления банка) и Борис Немцов (председатель совета директоров концерна "Нефтяной").
2007 год. Банк "Благовест". В августе-сентябре прошлого года клиенты банка провели платежи в банки, которые были вовлечены в сомнительные операции с иностранцами. Общий объем таких операций составил более 17 млрд. рублей.