ОТ ПРИСТАВОВ БОЛЬШЕ НЕ СПРЯЧЕШЬСЯ ЗА ЗАКРЫТОЙ ДВЕРЬЮ

Спокойный сон злостных неплательщиков алиментов и долгов закончился: до сих пор они могли спрятаться от судебных приставов за запертой дверью своего жилища, но теперь их не спасет ни один замок. Судебные исполнители получили право вскрывать квартиры должников по кредитам и алиментам, даже если тех нет дома. Раньше приставам с участковыми милиционерами приходилось часами караулить должников у подъезда.

1 февраля вступили в силу поправки в Федеральный закон "Об исполнительном производстве", в соответствии с которыми значительно расширяются полномочия судебных приставов. Правда, для того чтобы описать имущество, им все-таки нужно предписание суда о взыскании долгов, двое свидетелей и письменное распоряжение главы местного подразделения службы судебных приставов. А вот присутствие участкового теперь не обязательно.
- Честным гражданам опасаться нечего, - рассказал "Труду" сотрудник Федеральной службы судебных приставов РФ Игорь Комиссаров. - За небольшой долг по квартплате никто дверь ломать не будет. Вообще это самая крайняя мера, которая будет применяться исключительно в отношении злостных неплательщиков: тех, кто уже давно и бессовестно скрывается.
Для того чтобы войти в квартиру или дом, приставы больше не будут звать милицию. Им понадобится лишь судебное решение о взыскании долгов, письменное распоряжение главы местной службы приставов и два свидетеля. Если должник в очередной раз не открывает дверь, приставы приглашают понятых. В их присутствии при помощи работников ЖЭКа вскрывают жилище и описывают имущество, находящееся в квартире. Все вещи тут же оцениваются (для оценки предметов, стоимость которых может быть более 30 тысяч рублей, приставы приглашают специального независимого оценщика). На описанное имущество накладывается арест, и хозяин не может его ни продать, ни подарить.
Далее назначается ответственный хранитель - им может стать один из понятых, сам должник или, например, его родственник. За пропажу вещей из списка хранитель несет уголовную ответственность.
Если должник не рассчитается по долгам, его имущество уйдет с молотка, а вырученные деньги будут отданы кредитору.
Новые полномочия, позволяющие приставам беспрепятственно взламывать любую запертую дверь, - не единственное нововведение, вступающее в силу с первого февраля. Исполнители получили еще и возможность принудительно регистрировать недвижимость неплательщиков, чтобы продать ее и погасить долги.
- Типичная ситуация: у человека долги, он живет в частном доме, который достроен, но из-за мелких недоделок пока не зарегистрирован как готовый объект, - рассказывает Комиссаров. - Раньше хозяин не спешил регистрировать такое жилище. Получалось, что вроде и небедный человек, а взять с него нечего.
Теперь от закона не скроются и такие ловкачи. Сначала приставы проводят полную проверку, чтобы убедиться, что должник живет в своем незарегистрированном доме, а не в товарищеском. Судебные исполнители проверяют документы на землю, разрешение на пользование электричеством во время строительства и т.д. Если в документах значится фамилия должника, недвижимость принудительно (вообще не спросив разрешения хозяина) зарегистрируют на него, а затем, если он не рассчитается по долгам, продадут.
- Не нужно видеть в этих поправках стремление приставов обобрать добропорядочных граждан, - объясняет Игорь Комиссаров. - Наоборот, таковые должны только радоваться. Ведь деньги, которые они дали в долг, гораздо вернее к ним вернутся. Раньше, чтобы выбить долги, многие обращались к бандитам, потому как по закону этого сделать не получалось. Кончалось все тем, что должникам ломали колени и пытали кипятильниками. Теперь подобное варварство останется в прошлом, - говорит Комиссаров.
ЧТО ДУМАЮТ ИСПОЛНИТЕЛИ
Александр КРИВОНОС, начальник Первомайского отдела федеральной службы судебных приставов по Ростовской области:
- В одном только нашем районе 300 семей являются злостными неплательщиками по услугам ЖКХ. Общая сумма долга в районе составляет более 10 миллионов рублей. Должники не платят, поскольку большинство из них не работает, а личного имущества практически нет. Переселять этих людей у района возможности нет. Можно представить, в какую обстановку попадают наши сотрудники.
Новые нормативные документы расширяют наши права и возможности. В частности, мы теперь можем вскрывать двери. Разумеется, с письменного разрешения начальства и в присутствии понятых. Мера неприятная, но крайне необходимая, если вопрос стоит о том, чтобы исполнялись судебные решения. Применять нам ее пока не приходилось.
А вот со злостными алиментщиками мы научились бороться. В качестве примера могу привести случай. Один из горе-отцов не платил ребенку алименты в течение пяти лет. Зарплату получал черную. Но нам удалось установить, что на его имя зарегистрирована дача. Описали, конфисковали.
Ирина ДАВЫДОВА, судебный пристав, г. Первоуральск:
- Конечно, вскрывать квартиры придется не каждый день. Хотелось бы применять такую исключительную меру воздействия как можно реже, в отношении особо злостных неисполнителей. Возможно, сработает психологический момент: недобросовестные граждане, зная о том, что их квартиру могут вскрыть в их отсутствие, более трезво отнесутся к своим обязанностям. Когда, например, злостным неплательщикам запретили в прошлом году выезд за рубеж, собираемость штрафов сразу повысилась...
Посещать злостных неплательщиков приходилось вечерами, после рабочего дня, чтобы застать людей дома. Многие скрываются, неделями не появляются по месту прописки.
Наталья ГРИШАНКОВА, судебный пристав-исполнитель межрайонного отделения службы судебных приставов по городу Петрозаводску и Прионежскому району:
- У пристава появилось больше прав. Теперь пристав может входить в жилые помещения. Но не стоит думать, что здесь все так просто: получил решение - и пошел. Все не так. Перед тем как попасть в это помещение, судебный пристав-исполнитель совершает ту же самую процедуру, которая предусмотрена и в старом законе: обязательно уведомляет должника. Без уведомления должника в квартиру ты все равно не имеешь права входить. Если должник не приходит за повесткой, все равно считается, что он уведомлен. Входить в квартиру можно с участковым милиционером и решением старшего судебного пристава.