Например, воспитателями здесь работали дипломированные электромонтажник и технолог. Плавать детей в бассейне обучала бывшая швея. А музыкальным образованием занималась фотограф.
Все началось весной прошлого года с телефонного звонка в отдел образования Пролетарского района
«Оказалось, что плаврук в детском саду есть, — вспоминает начальник отдела образования Пролетарского района Ростова Раиса Александровна Аборнева. — Более того, он исправно получает зарплату 13 тысяч рублей, что для детского сада — большая сумма!»
Записи в трудовой книжке плаврука оставили Аборневу в недоумении: до детского сада та работала швеей, при этом в личном деле имелся диплом об окончании Кубанской академии физкультуры в 2004 году. Отдел образования Пролетарского района отправил запрос в этот вуз и вскоре получил ответ, что такая студентка в академии никогда не обучалась, а диплом за таким номером выдан другому человеку. Пока шла переписка, плаврук спешно уволилась.
Через месяц на эту должность приняли другую женщину — 59 лет, которая, если верить диплому, окончила ту же академию в
Загадочные бумаги
Дальше — больше. Оказалось, что одна из сотрудниц, имея документы об окончании филологического факультета, пришла в садик работать младшим воспитателем. Ее диплом тоже оказался липой! Настоящая специальность женщины — технолог. А вот послужной список другого специалиста: учеба в электротехническом колледже,
Кто же тогда так ревностно заботился о сотрудниках? Данный вопрос сейчас изучают правоохранительные органы.
«Музыкальным работником в детсаду была оформлена фотограф, причем зимой
Едят ли «мертвые души»?
Все работники, не имевшие ни образования, ни опыта работы с детьми, видимо, лезли из кожи вон, чтобы оправдать оказанное им доверие. Или как еще объяснить тот факт, что премиальные выплаты им подчас составляли 110% оклада.
Проверки вскрыли и другие нарушения. Например, запрос на продукты питания мог составляться на 180 воспитанников, в то время как в группах в тот день реально находилось только 38 детей. Кто же съедал остальное?
Городской отдел образования уволил заведующую «Лукоморьем» Анжелику Белоусову, однако сама она считает такое решение произволом. Женщина наняла адвоката и написала письма с требованием восстановить справедливость — в прокуратуру, губернатору области и президенту страны. Одновременно в интернете появился целый форум ее сторонников из числа родителей воспитанников «Лукоморья». Их главный аргумент — у знаменитой Арины Родионовны тоже не было педагогического образования. Зато, пишут они, только благодаря Анжелике Валерьевне детский сад ожил (заасфальтировали двор, починили забор, отремонтировали бассейн).
В районо же объясняют эти изменения совсем другими причинами — сменой источника финансирования. До конца 2008 года садик находился в аренде у Донского педагогического колледжа, который использовал «Лукоморье» в качества базы для отработки практики студентами. Затем договор был досрочно расторгнут, и с 1 января 2009 года дошкольное учреждение принял на баланс муниципалитет с соответствующей строкой в бюджете.
«Анжелика Белоусова хорошо проявила себя в другом детском саду в качестве старшего воспитателя и потом в течение полутора лет заведовала яслями, — рассказывает Раиса Аборнева. — Когда произошла эта реорганизация, мы предложили ей возглавить „Лукоморье“. Сначала с ней был заключен контракт на год, и она отработала его хорошо, без нареканий. После чего контракт решено было продлить еще на пять лет. Тогда многие говорили мне, что у Белоусовой мало опыта (в ту пору ей было 35 лет), но я увидела в ней потенциал, захотелось дать человеку шанс проявить себя. Теперь я признаю, что Белоусова — моя кадровая ошибка».
Ни слова о кадрах
В ноябре прошлого года была начата прокурорская проверка по фактам «незаконного использования заведующей садиком трудовых книжек для начисления необоснованных выплат заработной платы на фактически неработающих сотрудников». Она до сих пор не окончена. Как сообщили в прокуратуре Ростовской области, к проверке присоединился ОБЭП, по ее окончании будет принято решение — возбуждать уголовное дело или нет.
Самое печальное, что происходит все это на фоне принятия в Ростовской области губернаторской программы «100 детских садов». До июля 2012 года будут разработаны восемь типов проектов детских садов — от 60 до 270 мест. По ним будет ускоренно разработана документация, проведена экспертиза и начато новое строительство, параллельно с тем, что уже ведется. Программа включает в себя несколько направлений: строительство детсадов, возврат садов, которые были переквалифицированы, привлечение бизнеса и предпринимателей к строительству детсадов. Но при этом в ней ни слова о кадрах! Вместе с тем уже сегодня, по сведениям областной службы занятости населения, насчитывается свыше 320 вакансий в системе дошкольного образования. Продолжается отток воспитателей в частные детсады и к индивидуальным нанимателям. Кто же будет воспитывать детей в новых детских садах? И, еще важнее, кто будет отвечать за качество этих кадров?
Кстати
Почему в детские сады не идут работать профессионалы
Нехватка детских воспитателей превратилась в серьезную проблему по всей России. На сегодняшний день порталы по поиску работы предлагают более 1,5 тысячи вакансий, закрывать которые желающих не прибавляется.
По словам экспертов, даже в тех регионах, где дело пока не дошло до приема на работу в детсады швей и фотографов, ситуация все равно плачевна. «Воспитатель — это не просто педагог, а педагог первого класса. В нашей стране проблема воспитания детей не прописана в законодательстве. Отсутствует само понятие „воспитание“. Получается, в сады идут работать не столько профессионалы, сколько безработные, которые хотят
Критерии, по которым сегодня воспитатели принимаются на работу, также весьма расплывчаты, и поэтому детсады превращаются в некий «междусобойчик», куда могут попасть только «знакомые» или «проплаченные» люди.
Для того чтобы привлечь необходимое количество профессионалов в сферу дошкольного образования, необходимо не только прописать, каким именно этот профессионал должен быть, но и создать для него комфортные условия. «Нужны серьезные государственные гарантии, возможно, предоставление жилья, льготы. Тогда в сады потянутся настоящие специалисты», — считает главный специалист отдела общего и профессионального образования департамента
По словам Олега Сергеева, главным шагом на пути решения проблемы нехватки специалистов должно стать понимание самого процесса воспитания детей: «Сегодня в документах прописано, как ребенок должен общаться с компьютером. А вот о том, как сделать из него личность, ничего не сказано».