Ниша второй свежести

В Москве проходит выставка CSТВ — важнейшее событие в сфере цифрового телевидения

На предшествующей ей пресс-конференции была оглашена цифра: почти 20% домохозяйств в России пользуются услугами платного цифрового ТВ. И это означает, что пятой части граждан доступны не только 10–15 основных телеканалов, но и десятки нишевых, то есть ориентированных на аудиторию с определенными интересами. Смотри не хочу! И очень часто действительно не хочется. Почему?

В течение прошлого телесезона около 30 физических и юридических лиц объявили о намерении создать собственный телеканал. Треть из них осуществили задуманное. В нынешнем сезоне будет, вероятно, не меньше. Хорошо, но с другой стороны…

Один из крупных операторов платного телевидения при отказе абонента от его услуг предлагает заполнить анкету, где одним из пунктов значится «Причина отказа». Наиболее частый ответ — «нечего смотреть». Но ведь в ведении этого оператора почти две сотни каналов. Чего же еще надо?! Психологи установили, что среднестатистический зритель постоянно смотрит пять-шесть каналов. Способен воспринимать адекватно 15–16. Попытка освоить большее число вносит в мозги сумятицу.

А теперь представьте себе этого самого зрителя, который озверел от стандартного джентльменского набора первых кнопок и решил заплатить пару-тройку сотен рублей за право доступа к лучшим образцам мирового ТВ. Он готов почувствовать себя посетителем роскошного бутика, где что ни товар, то знаменитый бренд и эксклюзивное качество.

И пожалуйста: пять специализированных каналов только про животный мир (в том числе легендарный Animal Planet). Столько же — про путешествия (среди них — Travel Channel).

Но пощелкав кнопками пульта туда-сюда в течение недели, зритель вдруг обнаруживает, что он вовсе не в бутике, а… на «Черкизоне».

Я неслучайно в качестве примеров привел западные бренды соответствующей тематики. Это настоящие властители телевизионного рынка с многомиллионными бюджетами, большим штатом профессионалов и твердым убеждением, что в эфире может идти только продукт собственного производства. У отечественных же каналов с контентом, мягко говоря, проблемы.

Как и во многих других отраслях новейшей российской экономики, в электронных СМИ новые проекты запускаются по принципу «главное — начать». В применении к нишевому телевидению — обеспечить контентом пару месяцев вещания.

Но контент собственного производства (люди, оборудование) стоит непомерно дорого.

Само собой напрашивается решение — закупить передачи и фильмы у зарубежных и отечественных правообладателей и шпарить без продыху. Но и тут не все просто. Мало того что свежие качественные проекты дороги, они к тому же в массе своей уже куплены российскими государственными компаниями с их немереными бюджетами. И получается, что единственный выход — приобретать старый контент, многократно прошедший в эфире не только зарубежных производителей или наших госканалов, но и более оборотистых и богатых нишевых конкурентов.

Отсюда и ощущение у зрителя: везде одно и то же. На примере тех же каналов о животных, путешествиях, кулинарии с большой долей вероятности можно предположить, что, в очередной раз нажав на кнопку, вы увидите очень похожие (если не те же) сериалы про слонов, Мачу-Пикчу, шеф-повара из тосканской глубинки…

С художественными фильмами не легче. Они покупаются у правообладателей пакетами. Чем старше товар, тем дешевле. Одни и те же ленты крутятся без конца. К примеру, «Шерлок Холмс» с Ливановым прошел за последние три месяца на семи разных каналах.

Значит ли это, что все отечественные тематические телеканалы плохи? Отнюдь. RTG, «Эксперт ТВ», «PRO Бизнес», «Ностальгия» и ряд других демонстрируют высокое качество эфирного продукта. Или хотя бы неординарность подхода к его подаче. Но на это нужны или большие деньги, или большая изобретательность.