В канун Дня гражданской авиации Минтранс подготовил авиаторам подарок, которому они вряд ли обрадуются. После череды скандалов с выдачей липовых разрешительных документов на управление самолетом Росавиация решила закрутить гайки.
Российские СМИ сообщили, что с 7 февраля отменяется существующий порядок выдачи и продления летных сертификатов пилотам и авиаспециалистам. Новые документы имеют несколько степеней защиты от подделок. А все данные — от квалификации, срока действия документа до гражданства и знания пилотом английского языка — будут заноситься в централизованную базу персонала гражданской авиации. Ну и при выдаче новых документов пилотам предстоит пройти тестирование.
Глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев рассказал «Труду», что проект новых документов появился еще в августе прошлого года. С тех пор специалисты различных структур отрасли пытались согласовать свои действия, задаваясь вопросом, насколько легитимно то или иное изменение. И, насколько можно судить, с руководством авиакомпаний чиновникам договориться удалось.
«Мы считаем, что ужесточение контроля пойдет только на пользу, — сказал нашему корреспонденту замгендиректора авиакомпании «ЮТэйр» Лев Кошляков. — У нас ведь пока гром не грянет, сами знаете, мужик не перекрестится. Этим уже давно надо было заниматься — и дополнительными экзаменами, и тестированием. А что касается новых документов, то надеюсь, что в Росавиации все продумали и знают, как организовать процесс. Все продления пилотских удостоверений, изменение статуса в связи с пересаживанием из правого кресла в левое и т. д. и раньше оформлялись Росавиацией».
Однако профсоюзы заняли жесткую позицию. Вице-президент Профсоюза летного состава Олег Приходько высказал опасение, что из-за приостановки выдачи свидетельств каждый день не будут допускаться к рейсу до 50 пилотов и 150 бортпроводников, штурманов, бортинженеров. А другой вице-президент проф-союза, Альфред Малиновский, прокомментировал нам ситуацию так: «Этот документ сегодня вводить в действие нельзя — он рождает слишком много вопросов, требующих вдумчивой проработки со стороны настоящих специалистов. Прежде всего — представителей летного состава, которых в Минтрансе, как известно, нет. Пока не будет проработан до мельчайших пунктов четкий механизм этого в принципе нужного решения, считать его легитимным нельзя».
Новость о приостановке выдачи сертификатов авиационным специалистам всполошила не только авиасообщество (в особенности пилотов, коих в отрасли сегодня примерно 16,5 тысячи) — как рассказали в Профсоюзе пилотов России, там раскалился телефон после того, как его руководители сообщили в СМИ о решении, уже оформленном приказом Минтранса. Не перестают звонить из телекомпаний, стремящихся первыми прокомментировать происходящее. Когда корреспондент «Труда» попытался что-нибудь разузнать у бывшего замминистра ГА, а ныне президента фонда «Партнер гражданской авиации» Олега Смирнова, он, понизив голос, прошептал, что именно сейчас дает интервью. О чем именно, разведать не удалось. Пресс-служба Росавиации как в рот воды набрала. Руководители авиакомпаний, которых обзванивали мы, ничего на момент подписания номера нашей газеты тоже об этом не знали.
В общем, переполох. Остается выяснить, поможет ли все это остановить умельцев, поднаторевших за последние годы в изготовлении фальшивых сертификатов. Речь-то по большому счету идет о безопасности пассажиров. Чтобы не получилось, как у Виктора Степановича: хотели как лучше...