Лечат играючи

Необычный проект «По пути с хаски» проходит сейчас в столице

В нем участвуют больше 500 детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья из коррекционных классов, интернатов и детских домов. Организаторы не только предоставили ребятам возможность побольше узнать о собаках этой породы, но и дали всем желающим возможность прокатиться на настоящих собачьих упряжках.

Общение с животными улучшает настроение, это уже давно отметили психологи. Исследования показывают, что самыми успешными зоолекарями считаются лошади и дельфины. О собаках говорят реже, но лечебная кинология далеко не новое направление в зоотерапии. Проведены тысячи исследований, написаны книги по лечебной кинологии, и ясно, что собаки лечат ничуть не хуже других животных. Причем коррекции поддаются даже самые тяжелые случаи.

Для большинства детей и их родителей диагноз ДЦП звучит как приговор. И самое сложное, оказавшись в инвалидной коляске, преодолеть неуверенность в себе, побороть внутренний страх. Занятия в одном из лечебных центров некоммерческого фонда «Ордынцы» чем-то напоминают уроки, только здесь не ставят оценки, зато и лениться никому не дают. У большинства ребят диагноз ДЦП, они в инвалидных колясках, и только несколько человек ходят самостоятельно, поэтому у каждого ребенка своя программа. Для кого-то сложность — просто взять собаку на руки и погладить ее, а некоторые, как заправские хендлеры, занимаются дрессировкой и на инвалидной коляске «пробегают» полосу препятствий.

С детьми работают специально обученные собаки, у которых стабильная психика и добрый нрав. Они совершенно разные: от миниатюрного карликового пинчера до мощных овчарок. Почти у всех питомцев не клички, а имена, чтобы дети могли их быстрее запомнить.

Кстати, будущих собак-лекарей начинают тестировать еще щенками. Сначала придирчиво изучают родословную чуть ли не до пятого колена и выясняют, какой нрав у его родственников. Кроме этого существует специальная система кинологических тестов. Один из самых элементарных: собаку легонько щиплют и следят за реакцией. Если проявляет агрессию, для работы с детьми не годится.

Методика, разработанная кинологами, рассчитана на то, чтобы вселить в детей уверенность в своих собственных силах. Здесь к ним не относятся, как к немощным или слабым, с ними не сюсюкают, а разговаривают на равных. «Мы с ними друзья, они знают наши телефоны домашние и сотовые, звонят, делятся своими проблемами, рассказывают о победах, — рассказывает инструктор. — Дети видят, что собаки их слушаются, они могут управлять ими, и буквально меняются на глазах — начинают верить в свои силы. Лечебный эффект тоже очевиден — у детей улучшается моторика, а иногда даже чудеса происходят. У нас занималась девочка Настя. Обычно она ездила на коляске, потому что плохо ходила. Так получилось, что на одном из занятий Настя не удержалась и устремилась по полосе препятствий. Сначала девочка передвигалась с трудом — с помощью инструктора-кинолога, а потом уже сама бегала».

Дети относятся к собакам, как своим лучшим друзьям. С трудом выговаривая слова, они рассказывают о своих любимцах, их привычках и мечтают. Мечтают о будущем, как они вырастут и станут... дрессировщиками. Кстати, это вполне достижимая мечта.